Эдуард ван дер Нюлль — австриец, которого многие не знают по фамилии и имени, но чьими архитектурными шедеврами успели насладиться при посещении Вены. Переехав несколько лет назад в Австрию, я стремлюсь узнать чуть больше о тех гражданах, которыми гордится эта страна. Так уже удалось собрать информацию более чем о 50-ти представителях этой страны, информации о которых практически нет на русском. На этой неделе мы поговорим о знаменитом архитекторе, который создал несколько известных достопримечательностей в самом центре австрийской столицы. Какие это достопримечательности, вы узнаете из этого материала.
Эдуард ван дер Нюлль
Эдуард ван дер Нюлль (нем. Eduard van der Nüll) — австрийский архитектор, который считается одним из самых важных мастеров историзма эпохи Рингштрассе.
Жизнь и работа
Информации о дне рождения Эдуарда ван дер Нюлля нет, но известно, что он был крещён 9 января 1812 года в Вене. Информации о его семье или детстве практически нет. Нюлль закончил Венский политехнический институт и обучался у знаменитых в то время архитекторов Петера фон Нобиле, Пола Вильгельма, Эдуарда Шпренгера и Карла Рознера. Это нашло отражение в его последующих работах.
Известно также, что после обучения Эдуард ван дер Нюлль отправился в учебные поездки по Западной Европе со своим другом Августом Сикардом фон Сикардсбургом. В 1844 году ван дер Нюлль стал профессором Венской академии, и для него была создана новая кафедра перспективы и орнамента.
Вместе с фон Сикардсбургом он всю жизнь оставался в профессиональном и художественном сообществе, при этом фон Сикардсбург отвечал за практические и технические вопросы, а ван дер Нюлль — за эстетико-декоративные вопросы. Их первой совместной работой в 1847 году стал ныне снесённый Карлтеатр в Вене. Считается, что Карлтеатр, который, хотя и обладал множеством инноваций для того времени, все же являлся не самым успешным зданием для проведения спектаклей, был некой пробой пера перед возведением главного здания для двух авторов — Венской государственной оперы. Однако до этого в 1850-х годах Эдуард ван дер Нюлль вместе с Августом Сикардом фон Сикардсбургом поучаствовали в строительстве другого крупного здания, которое многие знают и по сей день. Это венский Арсенал — некогда военное здание в третьем районе Вены.
Важно отметить, что в этом десятилетии Эдуард ван дер Нюлль сделал важный переход в венской архитектуре того времени. Он перешёл от классицизма к так называемому историзму. Что это такое, вы можете подробно прочитать в отдельном материале в Википедии.
Однако их самая важная совместная работа — Венская государственная опера, которая была построена в стиле раннего Возрождения с 1861 по 1869 год как первое общественное здание на венской Рингштрассе. Любой, кто бывал в Вене, обязательно проходил мимо этого величественного, благородного и красивого здания. Кстати говоря, это первое монументальное здание на новом бульваре, которое было создано на месте некогда величественных средневековых стен.
Но история любит преподносить сюрпризы. Новое здание Венской оперы было расположено напротив огромного частного многоквартирного дома Генрихсхофа (разрушенного во время Второй мировой войны). Тем самым новое здание не могло раскрыть всю свою монументальность из-за окружающих строений, что вызвало множество нареканий. Разочарование венской общественности тем, что долгожданное первое монументальное здание нового бульвара удалось лишь наполовину, вылилось в кампанию в прессе против двух архитекторов, и даже император Франц Иосиф не скупился на критику. После того, как уровень улицы перед зданием оперы был поднят на один метр после начала строительства, здание оперы было названо «затонувшей коробкой».
Талантливый архитектор Эдуард ван дер Нюлль отчаялся от критики и покончил жизнь самоубийством 3 апреля 1868 года, в то время как его жена Мари была на восьмом месяце беременности. Его коллега фон Сикардсбург умер почти 10 недель спустя. Известность Эдуард ван дер Нюлль получил только после смерти.
Говорят, что император был настолько шокирован его смертью, что с тех пор комментировал все новые явления в искусстве только стереотипной фразой «Это было очень мило, мне было очень приятно».
Эдуард ван дер Нюлль похоронен в почётной могиле на Центральном кладбище столицы (группа 32 А, № 5). В 1875 году в его родной Вене в 10-м районе Фаворитен она из улиц была названа его именем.
Прошло много лет, критиков и злопыхателей, авторов газетных статей того времени и сплетников уже нет в живых, а их имена даже никто не знает. А вот созданные архитектурные шедевры до сих пор живы и делают Вену невероятно красивым, монументальным городом!
Ниже я приведу примеры работ Эдуарда ван дер Нюлля — замечательного и талантливого архитектора, который принимал критику слишком близко к сердцу!
Работы и черновики
Собственные работы
- Внутреннее убранство приходской церкви Альтлерхенфельд, 1848–1861 гг.
- Пьедестал для памятника эрцгерцогу Карлу на Хельденплац, 1859 г.
- Пьедестал для памятника принцу Евгению на Хельденплац, 1856 г.
Вместе с Августом Сикардом фон Сикардсбургом
- Фонтан ангела-хранителя, 1843–1846 гг.
- Софиенбад, 1845 г.
- Карлтеатр, 1846–1847 гг.
- Арсенал, 1849–1855 гг.
- Придворная опера, 1861–1869 гг.
- Дом Хааса, 1866–1868 гг.
- Дворец Лариш-Мённих, 1867–1868 гг.
- Промышленный дворец по случаю Всемирной Венской выставки, 1873 г.