Тилла Дюрье — отличный пример того, что значит стойкость характера и порядочность. Человек смог добиться многого, но не остался в стороне от чужих проблем. Она стала символом своей эпохи. Сначала как звезда сцены, а позже как активный гражданин, что использует свою популярность, чтобы мир стал чуточку лучше.
Тилла Дюрье
Тилла Дюрье (нем. Tilla Durieux), настоящее имя Оттилия Годефруа, (18 августа 1880 года в Вене — 21 февраля 1971 года в Западном Берлине) была австрийской актрисой и радиоактрисой.
Она была дочерью профессора химии Ричарда Годфруа и его жены, венгерской пианистки Адельгейды Оттили Августины Годфруа. После окончания начальной школы Дюрье перевелась в государственную гражданскую школу в 9-м районе Вены. Она была крещена в протестантском приходе Аугсбургского исповедания в Вене.
Дюрье завершила своё актёрское образование в Вене. Поскольку её мать не одобряла выбор профессии дочери (её отец уже умер в 1895 году), она позже взяла себе сценический псевдоним Дюрье, образованный от дю Рье, родового имени её бабушки по отцовской линии.
Дюрье дебютировала в Ольмюце в 1902 году, затем переехала в Бреслау и была занята в Немецком театре в Берлине с 1903 по 1911 год. Здесь она сыграла леди Милфорд в «Кабале и любви» (1903), Кунигунду в «Дас Кетхен фон Хайльбронн» (1905), Родопу в «Гигесе и его кольце» (1907) Фридриха Хеббеля, заглавную героиню в «Юдифи» Хеббеля (1909) и Иокасте в «Царе Эдипе» (1910), а также выступила в качестве рассказчика, например, в «Нойер клубе» Курта Хиллера. В театре Шиффбауэрдамм она играла Саломею в одноимённой пьесе Оскара Уайльда в 1903 году, чередуясь с Гертрудой Эйсольдт. В эти годы она была невероятно знаменита.
В 1907 году вместе с культурным политиком, членом СДПГ и впоследствии учителем музыки Лео Кестенбергом Дюрье начала выезжать в пригороды Берлина (например, в парк Хазенхайде в Нойкёльне) в свободные от репетиций воскресные дни и читать произведения Иоганна Вольфганга фон Гёте, Фридриха Шиллера, Рихарда Дехмеля, Георга Хервега или Адельберта фон Шамиссо, играть классическую музыку или ставить мелодрамы на рабочих утренниках и собраниях. Эти выступления были прерваны только с началом Первой Мировой войны.
С 1911 по 1914 год она выступала в берлинском Лессингтеатре, с 1915 года — в Кёниглишес Шаушпильхаус, а с 1919 года — в Штаатстеатре. Среди важных ролей здесь были графиня Верденфельс в «Маркизе фон Ките» Франка Ведекинда (1920) и главная роль в его драме «Франциска» (1924 — 1925, также в Вене).
В мае 1919 года она поддерживала и прятала (предположительно в своем шкафу) писателя Эрнста Толлера, которого разыскивали за измену как одного из главных действующих лиц Мюнхенской республики. Дюрье, проходившая в то время лечение в мюнхенской клинике Фердинанда Зауэрбруха, с которым она и Пауль Кассирер уже встречались в рамках культурных мероприятий, первоначально предоставила Толлеру финансовые средства на время его бегства и обещала дальнейшую помощь.
В 1927 году она участвовала в финансировании сцены Пискатора, а также выступала под руководством Эрвина Пискатора. В Берлине золотых двадцатых годов она вступила в контакт с не менее известными берлинскими личностями, такими как светский фотограф Фрида Рисс. В 1933 году, после захвата власти национал-социалистами, она вместе со своим еврейским мужем Людвигом Катценелленбогеном покинула Германию и бежала в город Аскона, где поддерживала связь с Викторией Вольф. Затем она выступала в Театре Йозефштадта в Вене и в Праге в 1935 году, где сыграла роль леди Макбет в спектакле «Макбет». В 1938 году она вместе с мужем эмигрировала в Загреб в Хорватии, где жил её дальний родственник. Пока Тилла Дюрье пыталась получить в Белграде визу для эмиграции в США, она была застигнута врасплох немецкой бомбардировкой и налётом на Белград в апреле 1941 года и, таким образом, разлучена со своим мужем, который был арестован гестапо в Салониках в 1941 году и депортирован в концентрационный лагерь Заксенхаузен. В 1944 году, по словам Тиллы Дюрье, она участвовала в «Красной помощи» для партизан под руководством Иосипа Броз Тито.
В 1952 году она вернулась в Германию и выступала в театрах Берлина, Гамбурга и Мюнстера. Среди поздних ролей — Привратник в «Трамшпиле» (1955 год в Берлине и 1963 год в Гамбурге), Мать в «Великой китайской стене» Макса Фриша (1955 год в Берлине и 1963 год в Гамбурге) и Пейто в «Атридах» Герхарта Гауптмана (1962, режиссер Эрвин Пискатор). В 1967 году она сыграла немецкую премьеру пьесы Маргариты Дюрас «Ganze Tage in den Bäumen» в театре Städtischen Bühnen Münster, с которой впоследствии отправилась на гастроли.
Дюрье умерла в 1971 году от сепсиса после хирургического вмешательства в больнице Оскара Хелена и была похоронена рядом со своим вторым мужем Паулем Кассирером на государственной территории Вальдфридхоф Хеерштрассе в районе Шарлоттенбург (современный район Берлин-Вестенд). На надгробном камне, который был подарен поклонником много позже, также написано профессорское звание, которое Тилла Дюрье недолго носила в зальцбургском Моцартеуме.
По решению Сената Берлина место последнего упокоения Тиллы Дюрье на кладбище Хеерштрассе (место захоронения: 5 — C — 4) с 1971 года является почётной могилой земли Берлин. В последний раз посвящение было продлено в августе 2021 года на ставший уже привычным срок в двадцать лет.
Роль в истории
Она была знаменитой звездой кино и театра, современной женщиной 1920-х годов, политически активной и, возможно, самой изображаемой женщиной своего времени. Роли Тиллы Дюрье столь же разнообразны, как и художники, для которых она позировала в качестве модели: Огюст Ренуар, Макс Слевогт, Ловис Коринф, Франц фон Штук, Шарли Тороп, Эрнст Барлах, Оскар Кокошка, Макс Оппенгеймер и фотографы Лотте Якоби и Фрида Рисс.
Она сыграла важную роль не только в искусстве. Дюрье также большое внимание уделяла социальным и политическим вопросам, будь то во время её пребывания в изгнании в Цюрихе во время Первой мировой войны, во время потрясений Мюнхенской советской республики или в качестве члена загребского сопротивления против национал-социализма.
Она была невероятно популярна и любима многими, а её пример борьбы за равные права женщин, за свободу и независимость вдохновили многих людей в самые разные временные эпохи.