Эрнст Кренек (нем. Ernst Krenek) — американский композитор австрийского происхождения. Вдохновлённый мастерством Стравинского, он смог достичь невероятных высот в музыке. Современная Австрия гордится Кренеком, несмотря на его эмиграцию в период аннексии страны и не причисляет его к предателям родины.
Жизнь
Эрнст Кренек — сын офицера богемской армии. Родился 23 августа 1900 года в Вене. С 1911 по 1919 год он учился в венской гимназии Клостергассе, в это время в возрасте 16 лет начал заниматься музыкой у Франца Шрекера в Вене. После службы в армии и двух семестров изучения философии Кренек в 1920 году последовал за своим учителем в Берлин, где вскоре оказался в кругу таких известных музыкантов, как Ферруччо Бузони, Герман Шерхен и Эдуард Эрдман. Его ранние произведения написаны в свободной, индивидуальной атональности, например, комическая опера Der Sprung über den Schatten.
В 1923 г. Кренек познакомился в Берлине с Анной Малер (1904 — 1988), где она начала изучать искусство. Они поженились 15 января 1924 г.; Малер ушла от Кренека в ноябре 1924 г., и в это время он закончил свой Скрипичный концерт. Кренеку помогала австрийская скрипачка Альма Муди, которую поддерживал её швейцарский меценат Вернер Райнхарт. Кренек посвятил Муди скрипичный концерт, премьера которого состоялась в Дессау 5 января 1925 года. У Кренека и Муди был роман.
Под влиянием Стравинского и французского неоклассицизма композиторский стиль Кренека изменился в сторону более броского и развлекательного. В 1925 — 1927 гг. он работал ассистентом Пауля Беккера, директора Кассельской оперы, и это привело к наибольшему успеху композитора на публике, чему способствовал выход в свет «джазовой оперы» Jonny spielt auf, премьера которой состоялась в Лейпцигской опере 10 февраля 1927 года. Это была одна из самых часто исполняемых опер 1920-х годов, особенно пользовавшаяся популярностью у публики. В рецензии, опубликованной в октябре 1927 года, Ганс Эйслер назвал её «скучным и бездумным произведением», но при этом прямо написал, что в остальном считает Кренека талантливым композитором.
Кренек оставался ассистентом Пауля Беккера, когда тот перешёл из Касселя в Государственный театр Висбадена. В 1928 г. он вернулся в Вену и 3 сентября 1928 г. женился на известной актрисе Берте Герман (1885 — 1974). Снова изменился его композиторский стиль: он интенсивно увлёкся музыкой Шуберта и пережил неоромантический период, на пике которого в 1929 году были написаны опера «Жизнь Ореста» и песенный цикл Reisebuch aus den österreichischen Alpen. В том же году он начал осваивать двенадцатитоновую технику Арнольда Шёнберга, которая определила его творчество в последующие годы.
Начиная с оперы Jonny spielt auf, Кренек был для нацистского режима «культурным большевиком», а после захвата власти в январе 1933 года его произведения были запрещены в Германском рейхе как «дегенеративные». После 1930 г. Кренек перешёл в католическую церковь и симпатизировал австрофашизму, о чём также публично заявлял.
В 1930 — 1933 годах Кренек написал двенадцатитоновую оперу «Карл V». Её премьера, запланированная на 1934 г. в Венской государственной опере, была отложена по политическим причинам и состоялась только в 1938 г. в Праге.
В 1937 году Кренек впервые побывал в США. После аннексии Австрии нацистской Германией в марте 1938 года композитор решил остаться в Штатах; он продолжил академическую преподавательскую деятельность и изучал историю музыки старшего поколения.
С 1939 г. Кренек преподавал в колледже Вассар в Покипси (штат Нью-Йорк), с 1942 по 1947 г. — в Школе изящных искусств университета Хамлайн в Сент-Поле (штат Миннесота). В 1945 г. он стал американским гражданином. Для простоты он изменил написание своей фамилии в Америке с Крженек на Кренек. С 1947 по 1966 год он жил в Лос-Анджелесе и читал гостевые лекции в различных университетах. В 1950 году Кренек женился на композиторе Глэдис Норденстром-Кренек (1924 — 2016). Среди наиболее значительных произведений этих лет — хоровое сочинение Lamentatio Jeremiae prophetae (1941) и опера Pallas Athene weint (1955).
Кренек не переставал любить эксперименты. С 1940-х годов он работал над сериальной музыкой, а в 1950-е годы в его творчестве появилась и электронная музыка, например, в оратории Spiritus intelligentiae sanctus (1955 — 1956 гг., написана в сотрудничестве со студией электронной музыки WDR в Кёльне). В 1950 году Кренек вернулся в Германию и вновь активно выступал в Европе как интерпретатор своих произведений. Так, 22 октября 1951 года он дирижировал европейской премьерой своего концерта для фортепиано с оркестром в Кёльне.
В 1966 году композитор переехал в Палм-Спрингс, штат Калифорния. До последних лет своей жизни он неустанно сочинял, так что его творчество достигло отметки в 242 опуса. Его творчество охватывает почти все стили XX века, и, подобно Стравинскому, он достиг мастерства в каждом из них. Кренек также активно работал в области магнитофонной и электронной музыки. В его студии с 1967 года находились два синтезатора Buchla.
Эрнст Кренек оставил после себя обширное литературное наследие, включающее 1000 эссе и бесчисленные письма. Он также выступал в качестве автора в Wiener Zeitung, где в 1934 — 1938 гг. писал обширные статьи о культурных явлениях, отчёты о путешествиях и рецензии на книги для фельетонов. Несмотря на цензуру, господствовавшую при австрофашизме, в своих рецензиях он высоко оценивал произведения Берта Брехта и ранние работы марксиста Эрнста Блоха.
В частном порядке Кренек поддерживал оживлённый обмен мнениями с ведущими художниками и интеллектуалами своего времени, такими как Райнер Мария Рильке, Теодор Адорно, Томас Манн, Эрнст Блох, Арнольд Шёнберг и Игорь Стравинский. Кренек похоронен в почётной могиле на Центральном кладбище Вены (группа 33 G, номер 1). В 2011 году его именем была названа улица Ernst-Krenek-Gasse в районе Вена-Лизинг (23-й район). Парк в Вена-Хитцинге до 2001 г. назывался Ernst-Krenek-Park, с тех пор он носит название Franz Schmidt-Park.