Хоэнайх — небольшой город с самой обычной историей своего возникновения. Я бы не стал писать отдельный материал об это населённом пункте всего на полторы тысячи жителей, но меня привлекла одна важная особенность. В этом месте, если верить легенде, перед Рождеством произошло чудо, которое до сих пор является важным для верующих людей. Но давайте обо всём по порядку.
Хоэнайх
Хоэнайх (нем. Hoheneich) — рыночный город с 1398 жителями (по состоянию на 1 января 2023 года) в округе Гмюнд в Нижней Австрии.
Название Хоэнайх означает «высокий дуб» или высокогорное место произрастания дубов. Наименование небольшой долины «Айхельграбен» доказывает, что когда-то здесь было много дубов, а около 1659 года церковный лес представлял собой прекрасную дубовую рощу.
В 1807 году здесь всё ещё стояли могучие вековые дубы. Хоэнайх всегда был частью владения Кирхберг-на-Вальде, который существовал уже в XII веке и являлся вотчиной лордов Кюнринга. 28 января 1345 года впервые упоминается некий Никлас фон Хоэнайх, обменявший ферму в Кирхберге с Альбертом фон Кирхбергом. Таким образом, Никлас принадлежал к роду лордов Кирхберга и называл себя по имени своего поместья в Хоэнайхе. Его замок располагался на реке Браунау, где позже находились Майерхоф и придворная мельница поместья Кирхберг.
После того как династия Хоэнайхов угасла, поместье перешло к баронам Кирхбергам, которые владели им до 1483 года. В этом году появляется Отто фон Кирхберг. В 1476 году приход Хоэнайх относился к деканату Цветтль. Когда войска венгерского короля Матиаша Корвина утвердились в 1483 году и остались после урегулирования 1491 года, Хоэнайх, вероятно, также пострадал.
В 1595 году в земельном кадастре Гмюнда упоминается, что местное княжество владеет правом на ловлю рыбы на реке Элекшниз (Элексенбах) от каменного моста у Штайнмюле (Бакхаузен) и от каменного моста у Нандорфа (Нондорф) Бет Гестеттен. Согласно Урбариуму Шремского владения, границы этой собственности проходили в сторону Хоэнайха от Пюрбахграбена в Шварцау, вдоль него до Штайнвассера (Браунау) и от него до моста у Грюнштайна (Грилленштайна). В 1619 году эта территория была сильно разорена врагами. Венгры и поляки, находившиеся на службе у императора, разграбили и сожгли рыночный город Кирхберг, деревни Ульрих (Ульрихс), Вьербах (Пюрбах), Нандорф (Нондорф) и, конечно, Хоэнайх. Позже замок был разграблен и подожжён богемцами. Хоэнайх был осаждён и подавлен гессенцами в 1795 году и пруссаками в 1866 году.
В 1869 году в Хоэнайхе появилось собственное почтовое отделение, а в 1903 году — новая школа. Две войны также принесли здесь немало жертв. После этого улицы и дома были отремонтированы, а также была построена обширная канализационная система.
Согласно австрийской адресной книге, в 1938 году в городе Хоэнайх было три пекаря, четыре мясника, пять трактирщиков, три торговца, кожевник, акушерка, мельник, лесопильщик, слесарь, кузнец, два портных и четыре сапожника. Здесь также находились две ткацкие фабрики, ковровая фабрика Johann Backhausen & Söhne и бархатная фабрика.
Но чем же таким выдающимся исторически запомнился этот небольшой городок? Поведаю об этом я ровно так, как это принято рассказывать о легендах и произошедших чудесах — историей из записей приходской хроники 1658 года (взято из «Местной истории Хоэнайха» Карла Фогля).
«Чудо Хоэнайха» (нем. Wunder von Hoheneich) произошло в 1621 году. Оно описывалось буквально следующим образом:
«Церковь с деревянной статуей коронованной Богоматери с младенцем на левой руке вскоре стала пользоваться не только сыновней преданностью своих прихожан, но и многочисленными визитами соседних верующих. Часто происходили поразительные и чудесные явления. Слава о ней распространилась очень быстро, и посетители приезжали отовсюду, даже из соседней Богемии. Чем больше было доверия, тем больше было чудес и слушаний. Особенно много паломников приходило в день покровительницы церкви — Рождества Марии (8 сентября). Однако в Хоэнайх вмешался протестантизм, и паломников становилось всё меньше и меньше. А это не устраивало Бога.
Бог дал ясное доказательство этому 37 лет назад, в 1621 году, в праздник Рождества Девы Марии. В тот день жители Богемии (вероятно, из Наглица, Вайсенбаха и окрестностей) в большом количестве приехали на паломничество, и поскольку проповедник (протестантский священник), которого звали Тимофей Вебер (Текстор), и его слуги находили открытие и закрытие дверей церкви слишком утомительным, они попросили прославленного господина Эрнста фон Коллонича, святого покровителя этого места, освободить их от этой неприятности и дать им желанный покой.
Вышеупомянутый господин принял их просьбу и поинтересовался, как она будет исполнена. Проповедник ответил: «Пусть люди как можно плотнее запрут ворота церкви изнутри, закроют их и обнесут стеной, а затем, используя лестницы, вылезут через окно. Если им (паломникам) помешают войти таким образом — мы же хотим притаиться и наблюдать за воротами, — они будут наказаны милостивым Господом или, по крайней мере, увидев двери запертыми, уйдут, обманутые в своих надеждах. Уходя, давайте насмехаться над ними и шипеть на них, чтобы они не возвращались и не причиняли нам новых неприятностей».
Сделав это, они скрылись за кустами возле часовни Святой Анны, внимательно наблюдая за происходящим и с любопытством ожидая исхода дела. Когда они затаились на некоторое время, вдруг появились прихожане из Наглица, деревни в Богемии, с процессией, распевая благочестивые песни и шествуя в церковь по обычаю. Дойдя до забаррикадированной двери церкви, они без сопротивления вошли в открытую дверь, ничего не подозревая о происходящем.
Они задерживались и мешали друг другу, а Лаурер наблюдал за ними из своих укрытий. Ошеломлённый этим зрелищем и поражённый новизной чуда, милостивый правитель вскоре сел на коня и сказал просителю: «Это чудо, господин Тимоти!» Тот ответил: «Ваша милость не должна пугаться этого чуда; даже дьявол может творить чудеса. Но он (Коллонич), поражённый, подобно Савлу, молнией с неба, понял из этого события, что он слеп и был таковым до сих пор, и вскоре отправился в город Вену искать своего Аннания. Там он жадно пытался выяснить у учёных людей, с которыми общался, что ему теперь делать. Примерно через две недели он вернулся в Кирхберг и, пробыв там несколько дней, снова отправился в путь — очевидно, чтобы вернуться в Вену.
Однако на самом деле он отправился в аббатство Цветтль к самому преподобному аббату (в то время Зейфриду), чтобы под его руководством пройти тщательное и полное обучение католической религии. Потратив на это дело три недели, он вернулся домой к своим подданным, совершив таинственную исповедь и подкрепившись Святым причастием, и публично покаялся. Он признал свою ошибку перед всеми.
Эта история заслуживает доверия благодаря часто упоминаемому милостивому губернатору, тогда ещё барону фон Коллоничу, который рассказывал её почти всем своим знакомым и называл её причиной своего обращения. Кроме того, при этом событии присутствовали Кристоф Нёльтль, в то время управляющий этим поместьем, Иоганн Клейбейзен, тогдашний охотник, и ещё несколько человек, которые уже умерли (Zwettler Annalen).
После своего обращения в 1623 году Коллонич отослал проповедника прочь. Сам он произнёс речь перед своими подданными в Кирхберге, которая была настолько трогательной, что большинство из них обратилось вновь».
Так жила Австрия всего лишь 400 лет назад. Где-то неподалёку сжигали ведьм и оправдывали своих господ, а где-то верили в чудеса и восхваляли своих господ. Но сегодня эта страна больше всего верит не в господ и чудеса, а в порядок, дисциплину и взаимоуважение.
Карта «Статьи об истории австрийских городов»
Вам также могут быть интересны следующие материалы из рубрики «История австрийских городов»:
- История австрийского городка Тульн-ан-дер-Донау
- История австрийского городка Райхенау-ан-дер-Ракс
- История австрийского городка Пухберг-ам-Шнеберг
- История австрийского городка Питтен
- История австрийского города Хёфлайн-ан-дер-Хоэн-Ванд
- История австрийского городка Гримменштайн
- История австрийского городка Винер-Нойдорф
- История австрийского городка Лайбниц
- История австрийского городка Мюнхендорф
- История австрийского городка Эдлиц
- История австрийского городка Фёзендорф
- История австрийского городка Мария-Энцерсдорф
- История австрийского городка Лаксенбург
- История австрийского городка Лаб-им-Вальде
- История австрийского городка Гунтрамсдорф