Война разделила мир и мою жизнь на до и после этой трагедии. Часть российских исполнителей, блогеров, певцов, стендап-комиков уехали из России. Многие из них покинули страну навсегда. Например, замечательный Борис Гребенщиков — кумир моего детства и юности. Когда мы узнали, что он планирует приехать в Вену, да ещё и с симфоническим оркестром, то не могли себе отказать в такой редкой возможности. Так что сегодняшний фоторепортаж о том, как прошёл концерт Бориса Гребенщикова в столице Австрии. Здесь будет музыка и много душевных моментов.
Группа Аквариум, а после и сам БГ были важным явлением в 80-х и 90-х годах разваливающейся империи зла и зарождающегося нового свободного государства. Ещё советские рок-группы Машина времени, ДДТ, Кино, что пели о свободе с некой долей юношеского нигилизма, закладывали в наши головы простые ценности — честность, порядочность, умение отделить добро от зла.
Поколение тех, кто был постарше, уже было воспитано советским союзом, так что особо свободным оно практически не являлось. А кто был помоложе и, возможно, даже чуть чище и наивнее, те из нас верили в идеалы свободы, правды, справедливости. Основываясь на этих постулатах, я и менял свою жизнь, адаптируя себя к чему-то хорошему без мира кривых зеркал, так сильно влияющих на мою жизнь в России.
Борис Гребенщиков ещё до начала войны писал и говорил о том, что сегодня подпадает под множество уголовных статей в нашей с ним общей родине. И как творческий человек он продолжил заниматься тем, что у него лучше всего получается, — писать стихи, песни и выступать. А также пробовать что-то новое в своём творчестве. Так и случилось на венском концерте в декабре 2023 года.
В уже знакомом нам с Юлей зале Gasometer, где год назад выступала Земфира, нас ожидало прекрасное и доброе мероприятие, которое своей теплотой и камерностью не даёт мне возможности назвать его «шоу». Скорее, я повторю за самим маэстро и буду называть этот концерт «экспериментом».
Нам повезло с Юлей, так как Вена был первым городом, где БГ выступал со своей командой. Но всё было сделано на высшем уровне от начала до конца этого рождественского эксперимента.
Вечером мы пришли в зал, где уже на входе была видна приятная взгляду афиша с БГ, а после разнообразная сувенирная продукция, которую мы с Юлей так любим покупать себе на память. В этот раз, как это бывает обычно, мы купили небольшую тряпичную сумку на плечо — невероятно практичная вещь в стране, где ты обязательно берёшь с собой шоппер в супермаркет.
В отличие от концерта Земфиры, где зал представлял из себя фан-зону со стоячими местами, в этом эксперименте при участии симфонического оркестра были расставлены стулья.
Перед началом мероприятия работало несколько баров, где можно было купить себе воду и алкоголь. Так как большая часть зрителей этого концерта была русскоязычной, они не смогли создать организованной очереди у барной стойки, как это делают австрийцы. Хаос около бара напомнил мне о родине и об особенностях нашей коммуникации друг с другом.
Так как я себя никогда не относил к тем, кто знает песни БГ наизусть, то особо не ожидал, что в этом эксперименте будут какие-то известные мне композиции. Всё же тексты БГ нужно слушать и вслушиваться, наслаждаясь и переживая момент собственной рефлексии.
Чтобы можно было представить всю интимность и доброту момента, я записал несколько композиций, исполненных в этом эксперименте. Думаю, они скажут о многом, и мне удастся передать те чувства, что хотел донести до нас сам БГ.
На сцене была создана милая, немного сказочная атмосфера, которая придавала ещё больше волшебства этому действу. Это было нечто простое, но оформленное так, как будто придумал сам БГ.
Симфонический оркестр смог по-новому раскрыть музыку, слова и мотивы каждой из сыгранных композиций. Словно яркий фильтр, он усиливал каждое слово в стихах, каждую ноту в музыке.
В одной из композиций также участвовал детский хор, расположенный за оркестром, что, на мой взгляд, было оригинальным решением. Но обо всём этом ты быстро забываешь. Музыка и особенно слова, рифмы и голос БГ уносят тебя куда-то далеко.
Всё же у этого неординарного человека есть свой стиль. Каждый раз кажется, что он рассказывает одну длинную и прекрасную средневековую легенду. В его стихах довольно много доброты и чего-то такого, что заставляет тебя углубиться в мир самопознания.
Невероятно быстро прошла первая часть концерта. Показалось, что время пролетело незаметно. Снова толпа людей, что очень хотят выпить. Наверное, это крайне важно.
Вторая часть нашей милой сказки была столь же доброй, как и первая. Больше длинных произведений, в которых смог раскрыться весь музыкальный потенциал симфонического оркестра.
В какой-то момент появилось ощущение, что этот эксперимент постоянно балансирует между концертом классической музыки и выступлением некой инди-группы. И это было сделано, на мой взгляд, достойно.
Под конец концерта БГ откланялся и ушёл, чтобы зал попросил его выступить на бис, что и произошло практически сразу же. Часть людей уже подошла к сцене, но это не вызвало какого-то хаоса, всё было примерно так же, как на концерте Андре Рьё, о котором я рассказывал недавно. Конечно, я слышал призывы спеть любимую песню от тех зрителей из зала, кто всё уже успел несколько раз добраться до здешнего бара, но это было даже мило.
БГ говорил много приятных и тёплых слов, спел ещё несколько песен и позже откланялся вместе с оркестром под нескончаемые аплодисменты зрителей, что с таким упоением провели все три часа в этом зале.
Эксперимент, по моему мнению, удался на все 100% и даже превзошёл все ожидания. Здесь дело не в симфоническом оркестре, а скорее в том, как всё в этом мероприятии было совмещено и реализовано.
Уже после того, как мы не спеша забрали наши вещи из гардероба, я впервые почувствовал то искреннее и болезненное чувство, что 24 февраля 2024 года как минимум один старый и больной человек лишил меня родины. Конечно, мои чувства и мысли не могут даже на какой-то процент сравниться с тем, что сегодня испытывает большая часть жителей Украины. Но я и не думаю, что мои личные чувства могут кого-то сильно задеть.
Душевный концерт-эксперимент, душевный БГ с его речами и песнями, душевная Вена, что собрала нас всех вместе, и недушевная реальность, в которой мы все с вами оказались. Что ж, остаётся только верить в то, что правда и добро победят, а зло будет повержено.