За последние годы термин «демократия» в России превратился во всё, что угодно, но только не в то, чем он является в реальности. К сожалению, диктаторы любят использовать демократию, как садисты — близких людей, ради того, чтобы продемонстрировать свою власть и всемогущество. Но сегодня я хотел бы поделиться с вами собственными наблюдениями о том, что же такое демократия, и как это понятие для меня изменилось после более 6 лет жизни в Австрии.
Демократия — довольно тонкая наука, если подумать. Она предъявляет обществу куда больше требований, знаний и саморазвития, чем может показаться на первый взгляд. Находясь в одной из самых комфортных стран мира, я для себя понял, что далеко не всем жителям Австрии и точно остального мира такое сложное понятие, как демократия, вообще нужно.
Дело в том, что демократия — это не набор чётких правил, которыми можно манипулировать, чтобы добиться усиления своей власти. Это больше об ответственности, саморазвитии и понимании своей ценности, а, что ещё важнее, понимании ценности тех, кто с тобой не согласен.
Демократию нельзя навязать силой человеку, как, например, коммунизм или фашизм. И это не тот процесс, который можно освоить полностью. Однако интересно, что именно демократия даёт человеку то самое состояние свободы для творчества и самопознания. Но это сложно делать, когда человек живёт в режиме выживания, как это часто бывает в молодых демократиях и странах с низким уровнем жизни.
В науке есть парадокс Истерлина. Он заключается в том, что вначале счастье состоит только в деньгах. И это даже логично! В России подобное часто называется капитализмом, что не совсем так: человеку сложно думать о свободе и каких-то великих делах, когда у него, как говорил Михаил Жванецкий, «не отремонтирован водопровод». Я хорошо помню себя в России, и у меня было примерно такое же состояние 24/7. Ты реально выживаешь, даже находясь у себя на даче подальше от общества. Но поскольку ты часть его, то так или иначе ты живёшь по правилам выживания, гласящим: «Не ты, так тебя».
В демократии, которую развивают в той же Австрии, к сожалению, всё намного сложнее, чем упрощённый, «чёрно-белый» мир выжившего. Когда ты наверняка знаешь, что хорошо, а что плохо, где враг, а где друг, то у тебя остаётся намного больше сил и возможности найти еду и усилить собственную безопасность. Но главное — не задаваться вопросом, откуда ты с уверенностью знаешь, кто тебе враг, а кто тебе друг.
В Австрии такие грани смыты или, скорее, сильно переплетены, так что однозначный ответ на этот вопрос может дать только ультраправая партия FPÖ, которая сознательно упрощает окружающий мир своих избирателей до лозунгов.
Если же рассмотреть демократию для современного общества в целом, то это, скорее, утопическое понятие, так как современное общество не приспособлено к подобному образу жизни. Но народ готовят к этому, создавая условия и свободы, которые как раз перекладывают больше ответственности с государства на самого гражданина.
Снятие запретов на потребление алкоголя и даже изменение законодательства, связанного с «легалайзом», — это тоже часть той самой демократии, которой так любят пугать на российском первом канале, добавляя туда ещё горсть ЛГБТ или множество мифов. В реальности же образованный человек во взрослой ролевой модели сам может для себя решить, что для него более приоритетно — пить с друзьями или стремиться к саморазвитию. Ему не нужны контрольные органы, которые сообщат, как правильно действовать.
В демократии человеку приходится самому решать, основываясь на своих персональных ценностях, где ему жить и работать, в каком направлении развиваться и какие для этого инструменты использовать. При этом, ему нужно учесть мнение общества, в котором он живёт. Для этого гражданину действительно нужно создать условия, когда его труд, а самое главное — саморазвитие будут соответствующим образом оплачиваться. И Австрия идёт по этому пути, медленно, сложно, но последовательно.
Демократия — это не беспредел, и её нельзя вверить в руки голодному или, ещё хуже, обиженному человеку. Он обязательно превратит всё в диктатуру, где должна быть справедливость, которую он сам же и назначает.
Свобода и демократия — это ответственность и возможность быть услышанным и понятым с тем условием, что ты тоже можешь слышать, понимать и принимать. Сложная, непонятная наука, цель которой не просто жить хорошо, а, скорее, не замечать тот факт, что тебе живётся комфортно, и воспринимать это как норму, ставя перед собой более сложные задачи и вопросы.
Это может показаться некой сказкой или мифом. Но я вижу вокруг себя множество самых разных австрийцев, стремящихся повысить качество своей жизни, получая образование и даже не одно, изучая по несколько языков и постоянно развивая себя и своё восприятие окружающего мира. Да, это сложнее, чем просто сдаться и плыть по течению, но уверяю вас: свобода и демократия стоят того, чтобы за них бороться самыми разными способами и средствами.