Наш новый проект «Эмиграм», где мы стремимся объединить авторов телеграм-каналов об эмиграции, постепенно набирает обороты. Сегодня в нём размещено больше 20 каналов эмигрантов из 12 стран мира. Одним из интересных и полезных авторских блогов в Телеграме является «Штрудельная», который ведёт фотограф из Вены Саша Акопова. Она любезно поделилась статьёй про одну яркую и необычную достопримечательность Вены — Flaktürmen, или Зенитные башни. Встречайте новый материал проекта «Эмиграм».
Flaktürmen или Зенитные башни Вены
Турист в Вене идет прямо по списку. Катается на фиакре, ест штрудель и пьет меланж, стоит на сколько хватит сил на балконе оперы. Если нечеловечески везет, то турист достает билеты на хор мальчиков в Хофбург. Затем, в обязательной программе купить втридорога на Нашмаркте малинового уксуса, доехать да Шенбрунна, покататься в Пратере на чертовом колесе и заполировать посещением Бельведера, Альбертины или других музеев по вкусу.
Есть и другие развлечения: например, поехать на трамвае в Баден поотмокать в термах, пойти в трек по Венскому лесу, заехать на виноградники. Наконец, когда другие развлечения надоели, приходит время шопинга, сначала забег по пафосным Грабену и Кольмаркт, потом – демократичная Марияхильфе.
Если турист не устал, то он глазеет по сторонам. И все вокруг чинно и очень по-европейски. На Мариахильфе раскинулись платаны. Выступают музыканты. Через разумные интервалы попадаются киоски с пончиками или сосисками. Все безопасно и предсказуемо.
Но тут боковое зрение улавливает нечто странное и тревожное. Что-то чему здесь никак не место. Что-то настолько инородное, что турист поворачивает голову и высматривает, что же там такое.
А там вот это. Темная, уродливая громада разрывает тебя на куски.
При ближайшем рассмотрении, оказывается, что громада называется «Haus des Meeres» и это аквариум. Но это сейчас, а раньше она была Большим Наземным Бетонным Бункером. Или Flakturm. Или башней ПВО.
Такие башни возводили во время войны для защиты городов от воздушных бомбардировок. Их ставили парами на полукилометровом расстоянии: L-башня (Leitturm) для управления, G-башня (Gefechtsturm) для боя. Сооружения колоссальны – толщина стен 2,5 метра, высота 40-55 метров.
В Берлине, все подобные башни были снесены, для того, чтобы никто и никогда больше не смог их использовать в военных целях. В Вене, напротив, сохранились все шесть флактурмов.
Тут надо понимать, что Австрия, в отличие от Германии официально не признавала ответственности за ужасы Второй Мировой войны. Отдельные случаи покаяния, конечно были, и, в итоге, выродились в целое направление современного искусства – венский акционизм, но о нем в другой раз. Вокруг башен, начиная с конца войны, не утихают споры. Конечно, сначала их хотели взорвать. Но все оказалось не так просто, расположение и массивность сооружений ставили под угрозу окружающее пространство. Город, и так порядочно разрушенный после войны, новых разрушений не захотел. А потом, это просто стало слишком дорого.
Затем, их стали пытаться приспособить под новую реальность. История бесплодных усилий ведется прямо с 1945 года. Башню в парке Аренберг хотели преобразовать в жилой дом с бассейном, но этот проект так и не был реализован. Башню Турель одно время использовали под запасники музея прикладного искусства, но затем, из-за соображений безопасности снова закрыли. На сегодняшний день используются только две башни из шести. Уже упомянутую башню в парке Эстерхази приспособили под аквариум и музей пыток, а ее площадка была украшена антивоенным высказыванием на английском и немецком языках. Еще одна башня находится на территории военной части и работает по прямому назначению – бомбоубежище и защита.
Однозначного мнения по поводу башен в обществе нет. Кто-то считает, что они должны оставаться памятниками в исходном виде (в этот момент начинается дискуссия памятниками чему конкретно). Кто-то считает, что нужно все снести. Кто-то выступает за переосмысление, но опыт прошлых лет показывает, что переосмысление пока не удается. И на сегодняшний день горожане не имеют контакта с башнями, который бы адекватно отразил историческое состояние и связал бы новую и старую реальности.
Пока же, турист, который внезапно наткнулся на флактурм у парка Эстерхази поежится и пойдет заедать дискомфорт штруделем. Но если вдруг это неуютное сооружение его заинтригует, то есть смысл поехать в парк Аугартен.
Это барочный парк с фарфоровой мануфактурой, расположенной в бывшей летней резиденции Габсбургов. Но это ничего не означает, парк совсем не похож на Шенбрунн и выглядит как-то так:
Особенно сильное впечатление можно получить случайно попав на групповую йогу на открытом воздухе. Выглядит совершенно сюрреалистично.
Башни гнетут и тревожат. Их как будто бы нарочно воткнули посреди скучной и благопристойной реальности.
Могу сказать, что пока эти башни произвели на меня самое сильное впечатление из всех венских достопримечательностей. Их не выходит игнорировать, их нельзя стереть, но и переосмыслить пока не выходит. Такие уродливые язвы, напоминающие не о самом безобидном прошлом. Но эти язвы делают Вену более человечной и искренней, чем кажется на первый взгляд.
Обязательно подписывайтесь на канал Саши Акоповой «Штрудельная», а также переходите в наш новый проект «Emigram».