Австрийская империя в конце своего существования была не только центром культуры, искусства и образования. Она также была мощным научным мировым центром, где рождались научные направления, теории и их подтверждения. Сегодня по-новому я открываю для себя работы австрийских экономистов Людвига фон Мизеса, Фридриха Хайека, Ойгена фон Бём-Баверка. Кстати, про них на русском языке есть отличные статьи в Википедии. Но на этой неделе меня привлекла история другого известного австрийского учёного-экономиста — Отмара Шпанна, который стал знаменит как теоретик корпоративного государства. Человек образованный и высокоинтеллектуальный, он не только считался выдающимся социологом и философом того времени, ему также приписывали большой вклад в развитие такого политического режима, как австрофашизм. Единственное, что отличает Отмара Шпанна от многих других философов и теоретиков политических режимов, заключается в том, что он смог пережить все невзгоды репрессий лично на себе. Об интересной истории его жизни и его взглядах мы поговорим сегодня.
Отмар Шпанн
Отмар Шпанн (нем. Othmar Spann) родился 1 октября 1878 г. в Альтманнсдорфе, ныне 12-м районе Вены. Он был сыном производителя и изобретателя Йозефа Шпанна, посещал гражданскую школу в Вене и закончил её в 1898 г. С этого же года стал изучать философию в Вене, затем политологию в Цюрихе, Берне и на юге Германии. В 1903 году получил докторскую степень по политологии в немецком городе Тюбинген.
С 1904 по 1907 год Шпанн был научным сотрудником в одном из институтов во Франкфурте-на-Майне. Там он отвечал за проведение эмпирических исследований в вопросах, касающихся нелегального проживания населения. В конце 1904 года вместе с Германом Беком и Хансом Дорном основал журнал «Критические замечания для всех социальных наук» (нем. «Kritische Blätter für die gesamten Sozialwissenschaften»).
В 1907 г. Шпанн получил экономическое образование в Техническом университете в Брно. С 1907 по 1909 год он был частным лектором. С сентября 1908 года Шпанн работал в Вене в качестве штатного имперского вице-секретаря Центральной статистической комиссии. В 1909 году он был назначен доцентом Немецкого технического университета в Брно, а с 1911 по 1919 год — профессором экономики и статистики. С 1909 по 1910 год отвечал за научную организацию переписи населения Австрии 1910-го.
В его жизни есть и страницы доблести. Так, с 1914 по 1918 год он принимал активное участие в Первой мировой войне в звании первого лейтенанта запаса. 27 августа 1914 года Шпанн был ранен в битве при Лемберге. После выздоровления он был командиром роты в лагере для русских военнопленных под Маутхаузеном, а затем, до 1918 года, служил в Научном комитете по экономике войны Военного министерства в Вене.
В 1919 году Шпанн был назначен профессором национальной экономики и социальных наук в Венском университете, где преподавал до 1938 года.
В своей работе «Der wahre Staat» («Истинное государство», 1921) он разработал доктрину цельности на основе работ Адама Генриха Мюллера, которая была решительно противопоставлена марксизму и либерализму. С 1928 года Шпанн получил политическое влияние как идеолог австрийской версии фашисткой идеологии.
В 1920 году он вступил, а в 1928-м также стал членом правления Kampfbund für deutsche Kultur (KfdK), организации национал-социалистической культуры, основанной Альфредом Розенбергом и возглавляемой Хансом Гинкелем. Первое публичное мероприятие Кампфбунда состоялось 23 февраля 1929 года в Аудиторном зале Мюнхенского университета, где он выступил с речью на тему «Культурный кризис современности». Его научная работа привлекла большое внимание средств массовой информации того времени. В присутствии Адольфа Гитлера Шпанн призвал к авторитарному корпоративному государству как «третьему пути» между демократией и марксизмом. Однако из-за разногласий с Розенбергом он был исключён из Кампфбунда в 1931 году.
В конце 1920-х годов Шпанн присоединился к гитлеровской партии NSDAP и получил секретную, ненумерованную членскую карточку. С 1933 года он был редактором близкого к национал-социализму журнала «Ständisches Leben».
Его деятельность носила довольно открытый характер, и во многих крупных мероприятиях он играл заметную роль. Так, Шпанн одобрил сжигание книг, но не поддержал идеи антисемитизма. Шпанн и его последователи предложили сосредоточить евреев на территории Германии в «резервациях», где они будут жить в основном без прав. С 1935 года его идеи всё чаще подвергались нападкам и со стороны нацистских органов. В период с 1936 по 1938 год, когда в Австрии был запрещён NSDAP, в его небольшом замке в Бергверке работал нелегальный печатный станок.
Во время национал-социалистических чисток на факультете Венского университета после аншлюса Австрии Шпанн также был уволен. Причина, однако, не в антинационал-социалистической позиции, а в его маневрировании между «авторитарными позициями»: немецким национал-социализмом и «судетским немецким движением».
В 1938 году он был арестован и интернирован на четыре месяца в концентрационный лагерь Дахау, где, как утверждается, в результате жестокого обращения у него появились осложнения со зрением. Однако в архивах не нашлось информации о том, что он находился в заключении в этом концлагере.
После окончания войны Шпанн, «ушедший на пенсию» в свой замок в Бергверке, безуспешно добивался восстановления в университете. В 1945 году ему был официально предоставлен отпуск, а в 1949 году он ушёл на пенсию с полным сохранением заработной платы и больше не преподавал. Австрийские власти довольно снисходительно отнеслись к своему гражданину, который, по сути, не только был сторонником Адольфа Гитлера, но и принимал посильное участие в угнетении евреев и построению фашистского государства на территории родной Австрии.
Научные работы
Шпанн был основателем социальной доктрины универсализм (универсально-идеалистическая социальная доктрина), которая была направлена против рационализма, либерализма, материализма и марксизма и требовала реорганизации государства и общества на профессиональной основе (Ständestaat).
С 1929 года Шпанн был близок к Хеймверу, особенно к Отечественной гвардии Стириана, с лидером которой, Вальтером Пфраймером, также выступал на мероприятиях и в издательстве которой была опубликована его книга «Ошибки марксизма» (Die Irrungen des Marxismus).
Близкий коллега Шпанна Вальтер Генрих стал в 1930 году руководителем федеральной организации австрийского Хеймвера и считается автором Корнейбургской клятвы. Ганс Риль (социолог), другой ученик Шпанна, также выступал в качестве пропагандистского лидера федеральной организации. Генрих основал «Kameradschaftsbund für volks- und sozialpolitische Bildung» (KB), благодаря которому учение Шпанна оказало решающее влияние на политическое движение судетских немцев до 1938 года.
Из-за идеи «органического состояния» Шпанна сегодня называют австрофашистом. Его идея об авторитарной и во многом статичной организации корпоративного общества, развитая прежде всего в его книге «Der wahre Staat» («Истинное государство»), была направлена как против парламентской демократии, так и против рабочего движения. Поместья, задуманные как обязательные профессиональные организации, получили от государства далеко идущие суверенные права, а рабочие классы подчинялись правлению «экономических лидеров». Шпанн видел эту модель как антимарксистскую концепцию общества, которую он разрабатывал с явной отсылкой к романтическим представлениям об обществе и государстве. Его позиции опосредованы «между интеллектуальной традицией социально-консервативных идеологий и практикой фашистских массовых движений».
Шпанн был «уличным идеологом свастики», а также основателем программы Heimwehren и тесно связан с традициями политического католицизма от Зайпеля до Доллфуса. Он и его окружение были «чрезвычайно эффективны в углублении идеологий, имеющих центральное значение для фашизма, особенно в слоях социального лидерства, и в укреплении традиций, которые будут продолжать оказывать влияние ещё долго после 1945 года».
Историк Оливер Раткольб, близкий к SPÖ, рассматривает Шпанна не как человека, который был бы враждебен к национал-социализму по патриотическим мотивам, а как представителя типичного австрийского национал-социализма, который уступал в конкурентной борьбе с другими фракциями в рамках национал-социалистического движения и поэтому подвергался политическому преследованию.
Историк и политик ÖVP Джеральд Шепфер, ссылаясь на биографию Шпанна, считает его нетипичным представителем австрийской интеллигенции в ХХ веке: «Он сопротивлялся нацистской диктатуре, но, несмотря на физические увечья, которые он получил в концлагере, во Второй республике его считали персоной нон грата».
Для Австрии сегодня такие оправдания действий своих бывших учёных и научных деятелей всё ещё являются нормальными. С другой стороны, не мне оценивать жизнь и расплату человека, который провёл какое-то время в концлагере. Одно мне кажется важным. Какой бы грустной, чёрной и неприятной ни была история вашей страны, её нельзя менять. Нельзя переписывать в угоду настоящему. Австрия, на мой взгляд, лишь учится принимать себя и свою историю. Но о жизни и трудах Отмара Шпанна австрийцы сегодня не забывают, что, на мой взгляд, болезненно, но важно для будущих поколений.