Sunday, September 8, 2024

Иоганн Фердинанд Хетцендорф — родоначальник австрийского классицизма.

Несколько лет назад, когда я только начал вести свой проект «Жизнь эмигранта», я столкнулся с тем, что ничего не знаю о многих знаменитых в мире австрийцах. Ойген фон Бём-Баверк, Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек, о которых могла зайти речь вечером за барной стойкой при обсуждении новых IPhone, для меня были просто фамилиями. Во время обучения в вузе мы не проходили австрийскую экономическую школу, так что многое для меня было новым как в экономике, так и в маркетинге. Но если об этих великих учёных хотя бы есть статья в русской «Википедии», то о многих достойных людях Австрии такой информации нет. А я считаю, что это потеря для русскоязычных стран, не знать, кто такой Иоганн Фердинанд Хетцендорф фон Хоэнберг и чем он так прославился в Австрии и за её пределами. 

О его жизни, к сожалению, известно не так много. Иоганн Фердинанд Хетцендорфер фон Хоэнберг (нем. Johann Ferdinand Hetzendorf von Hohenberg) был сыном художника Иоганна Самуэля Хетцендорфера из Верхнего Пфальца и его жены Терезии Урсулы Нефцер. После обучения в Академии изящных искусств в Вене он отправился в Германию и Италию, где сначала работал как декоративный художник. В 1758 году он стал почётным членом недавно основанной Аугсбургской академии. Через работу с театральными декорациями он пришёл к архитектуре. Он не бедствовал, так как его спонсировал государственный канцлер Марии Терезии, Венцель Антон граф Кауниц. 

Близость ко двору дала ему отличные связи и знакомства. В 1765 году ему было поручено архитектурное руководство дворцом Шёнбрунн, который был заново спроектирован Марией Терезией после смерти её мужа императора Франца Стефана Лотарингского. В 1766 году архитектор получил дворянство и с тех пор носил фамилию Хетцендорф фон Хоэнберг. С 1769 по 1772 год он был профессором архитектурной школы Венской академии, а с 1773 года и до своей смерти — её директором. В 1773 году он также стал членом Французской академии в Риме. В 1775 году он был назначен придворным архитектором, а в 1776 году — действительным придворным архитектором. В 1804 году он стал почётным гражданином города Вены.

Уже после его смерти, в 1894 году, в честь архитектора была названа улица Хоэнбергштрассе в Вена-Майдлинге.

Значение его деятельности

Его первой работой был дизайн интерьера театра дворца Шёнбрунн, который он обставил в стиле рококо. Однако его более поздние предложения по перестройке в неоклассическом стиле так и не были реализованы. Особенно важным стал Гетцендорф как дизайн дворцового сада, который он разбил в соответствии со строгими французскими принципами. Некоторые скульптуры и каменные элементы были созданы по его планам, например, фонтан Нептуна.

Самое яркое сооружение в дворцовом саду, Глориетта, также было спроектировано им. Здание было построено между 1772 и 1775 годами и считается первым зданием в стиле классицизма в Австрии. Это «триумфальная арка» на самом высоком холме дворцового комплекса, которая выполняет роль точки обзора и визуального завершения дворцового сада. Здание задумывалось как военный мемориал, поэтому оно задрапировано военными трофеями, изготовленными Иоганном Баптистом Хагенауэром и Бенедиктом Хайнрици.

Обелиск в дворцовом саду и Римские руины (с использованием декоративных элементов из дворца Нойгебауде), которые принесли ему международное признание как первая работа такого рода, представляют собой уже чёткую классицистическую цитату. Эта искусственная инсценировка разложения также указывает на эпоху романтизма.

Дворец Паллавичини в центре Вены

В 1783 году он перестроил дворец Паллавичини (затем дворец Фрис) на Йозефсплац, напротив Хофбурга. Фасад этого здания является «антибарочным». Это вызвало резкие возражения, и владелец Мориц Рейхсграф фон Фрис уступил давлению общественного мнения и поручил Францу Антону фон Цаунеру (который также спроектировал памятник Иосифу II напротив) украсить входной портал кариатидами.

В последующие годы Хетцендорф фон Хоэнберг занимался в основном перестройкой церквей, в частности, венской церкви миноритов и церкви августинцев — изначально готических. Бо́льшая часть внутреннего убранства в стиле барокко была удалена, что принесло ему репутацию «реготизатора». Хотя эти изменения были навеяны классицизмом, он в первую очередь заботился о создании гармоничного общего впечатления, которое также демонстрировало готический стиль.

Хетцендорф фон Хоэнберг, как никто другой, воплотил в себе разнообразные возможности своего времени. Будучи хорошо знакомым с архитектурой барокко, он помог классицизму совершить прорыв в Австрии, но в итоге предвосхитил нечто вроде историзма, чей прагматизм, допускающий различные эстетические решения для разных типов зданий, был предвосхищён уже им самим.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com