Раз в неделю мы рассказываем вам о тех жителях Австрии, которыми гордится их родина. Но главное, мы собираем материалы и пишем лишь о тех, кто мало известен в России. Рассказать что-то новое о Моцарте или Гитлере довольно сложно, но история многовековой Австрии намного интереснее и разнообразнее. На этой неделе мы с вами узнаем чуть больше о жизни австрийского писателя Германа Броха и том, чем он знаменит.
Герман Брох (нем. Hermann Broch) — австрийский писатель, создавший несколько важных литературных произведений, которыми гордится Австрия. У него была очень непростая и насыщенная жизнь, а его трилогия романов Die Schlafwandler («Сомнамбулы») о распаде ценностей и личности считается одним из самых важных произведений европейского современного романа в начале 1930-х годов. Посмертно он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Жизнь
Герман Брох родился в Вене 1 ноября 1886 года. После окончания школы изучал текстильное машиностроение в Техническом университете в Вене. В 1907 году он поступил на текстильную фабрику своего отца в Тисдорфе под Веной. В 1909 году перешёл из иудаизма в католичество и женился на Франциске фон Ротерманн. Брак был расторгнут в 1923 году. В 1917 году у Броха также начался страстный роман с Эа фон Аллеш. После развода он переехал в её квартиру, и их отношения продлились до 1927 г. В венской художественной среде он также вступил в связь с поэтом-пророком Густо Грессером, который впоследствии послужил архетипом для фигуры «пасечника» в рассказе «Гильотина». Встреча с этим бесприютным скитальцем и странствующим учителем, «отчисленным из школы» (Лютцелер), возможно, заставила его отказаться от директорства и обратиться к философии и поэзии. После продажи фабрики (1927) он изучал математику, философию и физику в Венском университете, а затем стал свободным писателем.
После аншлюса национал-социалистического немецкого рейха он был заключён самопровозглашёнными силами правопорядка в окружную тюрьму Бад-Аусзее на 18 дней уже 13 марта 1938 года. Джеймс Джойс и Стивен Хадсон помогли ему получить визу в Великобританию, куда Брох прибыл 24 июля. При поддержке Томаса Манна и Альберта Эйнштейна он смог эмигрировать в США. Он прибыл в Нью-Йорк 9 октября 1938 года.
В 1949 году Герман Брох и художница Аннемари Майер-Граефе, вдова искусствоведа Юлиуса Майер-Граефе, поженились. Они уже встречались в Вене в 1937 году.
Работа
Его творчество характеризуется введением новых стилистических элементов (например, внутреннего монолога), а также отражением в работах научных выводов, исследований или снов.
В трилогии романов «Сомнамбулы» (1930/32) он изобразил разложение ценностей и личности. Брох показывает типичную реакцию на уход от религии и потерю смысла в современном обществе. В первой части трилогии (Pasenow или «Романтизм») формируется романтико-ностальгическое мировоззрение (при отрицании фактической реальности). Во второй части (Esch или «Анархия») герой дезориентированно бродит от одной системы ценностей к другой, не находя опоры для своей религиозной тоски. Третья часть (Huguenau или «Объективность») представляет объективно-циничное поведение: все системы ценностей подчинены высшей цели — коммерческой прибыли. Книга является одним из важнейших произведений европейского современного романа.
В своём богатстве аллюзий, сложности и поэтическом символизме она представляет собой вызов для интерпретаторов. Хотя роман, который является самым успешным и наиболее читаемым в мире произведением Броха, долгое время считался типичной книгой классического модернизма, более поздние исследования всё чаще подчёркивают в нём отголоски постмодернистских форм письма.
За этим произведением Броха последовал роман меньшего размера под названием Die Unbekannte Größe (1933). В нём поднимаются вопросы о том, как рационально справиться с жизнью в иррациональном мире.
Среди произведений Броха начала 1930-х годов также есть драмы: трагедия «Искупление» (социальные конфликты времён Веймарской республики) и комедия «Из воздуха, или Дело барона Лаборда». Обе они изображают трагические и комические аспекты, соответственно, общества, оказавшегося под господством экономических сил.
Незаконченный роман «Очарование»
В так и не завершённом романе «Очарование» (предложенное автором название: «Деметра или очарование») Брох описал вторжение иррациональной силы в альпийскую горную деревню, что привело к ритуальным убийствам и массовому безумию. Книга, первый черновик которой был завершён в конце 1935 года, является примером символико-парадного антифашистского романа 1930-х годов. В книге присутствует как мифо-религиозный, так и политический уровень.
Брох прервал работу над романом в 1936/37 году, чтобы написать резолюцию Лиге Наций. Этим он хотел призвать организацию встать на защиту человеческого достоинства и прав человека, чтобы положить конец гитлеровскому и сталинскому тоталитаризму. Брох пытался заставить ряд гуманитарных организаций поддержать резолюцию, но ему это не удалось. В своей работе о международных правах человека в американской эмиграции он опирался на эту резолюцию, которую в то время не опубликовал.
Об эмиграции
В эмиграции среди его друзей были Томас Манн и Альберт Эйнштейн. Оба они поощряли Броха продолжать начатую им в Австрии работу над психологией масс (вспомним его «Теорию массового заблуждения»). Эта основная работа осталась фрагментарной и была опубликована только после его смерти. В период эмиграции Брох также интенсивно занимался вопросами демократии, тоталитаризма, «тотальной экономики» и международных прав человека — темами, по которым он написал эссе, актуальными и сегодня.
Одним из самых ярких примеров его эссеистики является книга «Гофмансталь и его время», которую он написал в 1947 и 1948 годах. В ней он анализирует культуру старой Австрии конца XIX века, периода либерализма и венского модернизма, вводя термин «весёлый апокалипсис».
Незадолго до смерти, в 1950 году, было опубликовано его последнее произведение «Без вины виноватые» (Die Schuldlosen). В этом романе в одиннадцати рассказах он критически рассматривает десятилетия между 1913 и 1933 годами в Германии.
Признание
В год своей смерти Брох был номинирован на Нобелевскую премию несколькими друзьями и литературными обществами. Среди многих интеллектуалов, которые ценили творчество Броха и писали о нём, — Морис Бланшо, Эрих фон Калер, Ханна Арендт, Георг Штайнер, Вилли Сёренсен, Милан Кундера, Элиас Канетти. В романе Томаса Бернхарда Auslöschung книга Броха Esch oder Die Anarchie является одной из пяти книг, которую рассказчик рекомендует своему студенту. Сегодняшняя Австрия гордится его творчеством.