Тема Второй мировой войны для Австрии непростая. Страна несёт ответственность за многие самые тёмные страницы военного прошлого, и может показаться, что она не любит вспоминать об этом. Я не раз слышал мнение и читал о том, что сегодня в Европе уже забыли о Второй мировой войне, о подвиге советских солдат и о том, какой ценой далась эта самая победа. Но давайте разберёмся, так ли это на самом деле.
Во-первых, чтобы понять для себя, что такое память о войне, нужно иметь некоторую сравнительную модель. То, что сегодня делают с памятью о великом празднике, не может быть мерилом нормы. Современное 9 Мая чаще напоминает пир и какой-то очень весёлый праздник, который ну никак не может быть посвящён войне. Даже в соседних странах Европы не существует государственных праздников, которые бы отмечали со столь агрессивной радостью. В мире так не принято отмечать, и дело здесь не в том, что цена была так высока. Здесь скорее вопрос культуры и этики. Так что я не очень могу представить, чтобы где-то власти любой из стран могли себе позволить такие траты.
Во-вторых, важно понять, что такое «память» для общества и государства. По моим личным наблюдениям, за 4 года жизни в Австрии я говорил о войне чаще, чем когда-либо в России. Австрийцы, особенно если они выпили пару бокалов пива, охотно поднимают эту тему. Им важно понять, как их личная жизнь должна быть соотнесена с тем, что было в их общем прошлом. И по разговорам становится ясно, что этот вопрос совершенно не забыт обществом, а скорее, наоборот, переживается им из поколения в поколение.
Ещё важно сказать о том, что «память» бывает очень избирательной. В России часто вспоминают о войне и ветеранах лишь к 9 Мая, а в Австрии помнят об ужасах войны практически всегда. Приведу пример.
Когда мы только переехали в Австрию, то первое время жили в австрийском городе Линц — любимом городе Гитлера и центре нацизма в Австрии. Так получилось, что на этой неделе в Линце был переизбран мэр этого города. Новый глава Линца — Клаус Лунгер — представитель партии SPO, которая всегда выступала ярым противником националистов. Казалось бы, как эта новость может быть связана с историей. А вот как. На страницах местной газеты выходит статья, посвящённая выборам мэра Линца, в которой напоминают о том, что в период с 1938 года по 1945 год в Линце было несколько мэров фашистов. В статье рассказывают о том, какие они были и что сделали. Например,
«Франц Лангот (1877–1953) считался так называемым “хорошим” нацистом. С одной стороны, потому что он создал (ложную) легенду о том, что организовал сдачу города американским войскам без боя в конце войны. С другой стороны, потому что как бывший учитель он спас от концлагеря своего коллегу по работе и преемника на посту бургомистра Линца Эрнста Корефа. Но, прежде всего, потому, что ему выпала сомнительная удача быть разительным контрастом гауляйтеру Верхнего Дуная Августу Айгруберу. Последний был прототипом необразованного, деспотичного и жестокого нацистского “Гольдфасана”, как в народе называли нацистских региональных правителей. Лангот, с другой стороны, был буржуазным типом, образованным, вежливым в тоне и в свои 60 с лишним лет излучал что-то вроде дедовской доброты. Прозвище “Отец Лангот” он получил от самого Германа Геринга. Более того, он с самого начала был не национал-социалистом, а немецким националистом, сформировавшимся в имперской и королевской монархии. В Первой республике он был членом провинциального парламента, а с 1918 по 1931 год даже заместителем губернатора Верхней Австрии. Эта легенда о “хорошем” нацисте сохранялась вплоть до окончания войны и его смерти, и даже достигла кульминации, когда в 1973 году (!) в его честь была названа часть главной дороги. Однако после переоценки нацистской истории в Линце, которой особенно был озабочен бургомистр Франц Добуш, этот обман в 1980-х годах обрушился с таким треском, что в 1986-м улицу пришлось переименовать снова.
Что историки, прежде всего, Вальтер Шустер, нынешний директор городского архива Линца, узнали о Ланготе? Во-первых, что во время существования нелегальной НСДАП при австрофашистском Штандарте с 1934 по 1938 год он руководил в Австрии “Организацией помощи Лангот”, которая оказывала финансовую и иную поддержку сторонникам партии. Во-вторых, что с 1940 по 1944 год, будучи судьёй печально известного Народного суда, он вынес 118 обвинительных приговоров, включая 41 смертный приговор, в 51 процессе с общим числом обвиняемых 125 человек. Среди них была монахиня из Линца Камилла Эстерманн, чье “преступление”, каравшееся обезглавливанием, заключалось в том, что она давала еду и одежду французским подневольным рабочим. И в-третьих, что и после войны он оставался ярым нацистом без угрызений совести и прозрения, создал новую “организацию помощи” для единомышленников и даже стал за это первым почётным членом “Ассоциации независимых” в 1951 году, организации-предшественника партии, которая была основана в 1956 году и называется сегодня FPÖ».
Из одной лишь заметки можно узнать так много об истории Австрии, о тех проблемах, что есть в обществе. О тех тёмных сторонах, которые были и остаются в нём по сей день.
Австрия не замалчивает своё прошлое, она пытается жить с этим, справляться и осознавать произошедшее. Она пытается понять себя, а не переписать историю. Она хочет излечиться, а не забыть о «плохих» страницах. Мне кажется, этому следует поучиться сегодняшней России. Где не любят вспоминать о репрессиях, рукотворном голоде и страшных преступлениях, которые совершала советская власть.
Сегодня в России многие уверены, что никаких врагов народа не было, не было и 1937-го, а единственная проблема, о которой стоит говорить, так это то, что в Европе уже забыли о Второй мировой войне.
«Может быть, что-то в консерватории подправить?»
М. М. Жванецкий.