Известность в Австрии актёра Иоганна Йозефа Феликса фон Курца — яркий пример того, почему же Вена была одной из культурных столиц Европы в XVIII веке. Популярность Курца была столь сильной в то время, что дошла до наших дней в многочисленных упоминаниях.
Иоганн Йозеф Феликс фон Курц
Иоганн Йозеф Феликс фон Курц (нем. Joseph Felix von Kurz) по прозвищу Бернардон прославился как австрийский актёр, драматург и импресарио, который добился известности благодаря своему необыкновенному актёрскому мастерству в постоянной роли Бернардона в так называемой «бернардониаде», форме импровизированной комедии. Наряду с Йозефом Антоном Страницким и Готфридом Прехаузером он является одним из самых значительных и популярных венских комиков и актёров XVIII века. Его комедии считаются вершиной венской импровизированной пьесы вот уже три сотни лет.
Иоганн Йозеф Феликс (фон) Курц родился в Вене 22 февраля 1717 года. Его родителями были Феликс (фон) Курц, известный как «Комикус Феликс», бродячий театральный директор и актёр родом из Кемптена, и Эдмунда Курц, которую называли Феликсина. Его крестными родителями были Йозеф Антон Страницкий, изобретатель гансвурста и импресарио Каринтийского театра, и Иоганн Баптист Хильвердинг, тоже комик. «Комикус» Феликс покинул Вену в 1720 году, затем играл в Кенигсберге, потом в Бреслау в 1724 году. В 1725-м основал собственную гастрольную труппу, которая выступала под названием «Бруннер комёдиантен» в Брунне зимой между 1725 и 1730 годами и путешествовала в течение года (Моравия, Мюнхен, Прага и Вена).
Готфрид Прехаузер в роли Гансвурста
В 1737 году Курц вернулся в Вену и стал актёром Кернтнертортеатра, где выступал вместе с Готфридом Прехаузером, преемником Страницкого в роли нового венского Гансвурста, и Францем Антоном Нутом в роли Арлекина, и был занят там до 1740 года. В театре он сначала играл вторую комическую роль, но в этот период разработал свою постоянную роль Бернардона, которая позже стала центром его комедий и его вторым именем.
В 1741 году, после смерти императора в 1740 году и введения запрета на театральные постановки, Курц отправился во Франкфурт вместе с господином и госпожой Нут и там стал членом труппы Гервальди фон Валлеротти. Он получил важные импульсы для последующего создания собственных сценариев и пьес благодаря работе с Валлеротти и труппой Жана Батиста Герарди, французского директора школы. С одной стороны, Курц познакомился с французскими вариантами комического странствующего театра, которые были более сильно ориентированы на commedia dell’arte. С другой стороны, он также узнал о театральных композициях Валлеротти. Он строил свои представления по сценариям, основанным на адаптации оригиналов, в сочетании с интермедиями, танцами, песнями, техникой и фейерверками, и оставлял много места для импровизированной игры. Это сильно повлияло на творчество Курца. Его первые пьесы также относятся к этому периоду.
С 1744 года до конца сезона 1752/1753 Курц снова играл в Вене в Кернтнертортеатре и теперь в основном исполнял собственные пьесы. В 1752 году императрица Мария Терезия издала указ «Норма» как часть своей политики реформ. Усилия по реформированию театра в Вене предпринимались уже с 1747 года в связи с принятием готтшедианской театральной реформы — изгнания гансвурста в пользу обычной, т. е. письменной и неэкстемпорализованной драмы без комической фигуры и её грубых шуток. Указ, изданный 17 февраля 1752 года, прямо направлен против импровизированной комедии в том виде, в котором её разработал Курц. В дополнении говорится, что «все сочинения так называемого Бернардона […] запрещены навсегда». Курц бежал из Вены в 1753-м после этого запрета, в этом же году впервые сыграл в Праге и в Регенсбурге зимой 1753/1754 года. Однако в 1754 году он вернулся в Кернтнертортеатр. Указ Марии Терезии первоначально не оказал большого влияния на театральный бизнес. «Бернардониады» были слишком популярны даже в аристократических кругах, а муж Марии Терезии Франц Стефан Лотарингский покровительствовал Штегрейфттеатру.
Между 1754 и 1760 годами «Бернардониады» Курца и его машинные комедии были наиболее популярны в Кернтнертортеатре. Большинство его сохранившихся пьес относятся к этому периоду, который считается расцветом творчества Курц-Бернардона. Он сотрудничал, как и в 1751-м, с Йозефом Гайдном в 1758 году, который написал музыку к «Новому кривому дьяволу», партитура которого, однако, считается утерянной.
14 июля 1755 года умерла жена Курца Франциска. 15 апреля 1758 года он женился на танцовщице и актрисе Терезине Морелли. С тех пор она играла женскую роль второго плана — Розальбу, написанную для неё.
С 1760 года Курц руководил «Театром ан дер Котцен» (чеш. Divadlo v Kotcích) в Праге, пока в 1764 году его окончательно не сменили на посту директора. После выступления в Венеции зимой 1763/1764 года Курц нерегулярно выступал в Праге, затем в Прессбурге и Нюрнберге, пока в 1765 году его не пригласили в Мюнхен, где он в течение года руководил Резиденцтеатром. В Нюрнберге он выступал летом и осенью 1766 года, а в последующие годы играл в Майнце, Франкфурте, Мангейме и Кёльне.
В 1768 году Курц и его жена Терезина разошлись, и она взяла на себя руководство собственной труппой. После примирения оба пытались восстановить свои позиции в Вене в 1769 году. Курц ненадолго возглавил Кернтнертортеатр. Тем временем в ходе «Гансвурстштрайта» (спора о гансвурсте, который был затеян одним из советников Марии Теризии Йозефом фон Зонненфельсом), который тлел десятилетиями и вёлся с 1760 года в основном в форме публицистики, но который также привёл к постепенному осуществлению реформы народной комедии, венский театральный ландшафт изменился, и импровизированная комедия перестала быть актуальной после смерти знаменитых комедиантов-экстемпораторов.
После реорганизации театральной цензуры, проведённой Йозефом фон Зонненфельсом в 1770 году, театр оказался под контролем государства. Не только обычные драматические тексты должны были проходить через цензоров, прежде чем их разрешали к исполнению, но и сами представления тщательно проверялись на предмет соблюдения запрета на экстемпораризацию.
В 1771 году Курц покинул Вену и выступал в Бреслау и Данциге. В 1772 году он переехал в Варшаву и взял на себя руководство актёрскими труппами. Биографические факты о последнем десятилетии его жизни скудны. Доказано лишь то, что после ухода со сцены он руководил варшавским театром и управлял бумажной фабрикой. Курц умер в одиночестве в Вене 3 февраля 1784 года.
Работа
В дополнение к 69 произведениям или названиям произведений, сохранившимся до наших дней, Курцу приписывают ещё 12 работ. Однако в некоторых случаях сохранились только названия пьес и/или арий. Очень немногие из них были напечатаны при его жизни. В этих пьесах также присутствует смешение и нанизывание элементов как композиционный принцип, характерный для собственного варианта импровизированной комедии Курца.
При жизни Курц прославился как актер и драматург прежде всего благодаря роли Бернардона и «бернардониаде», жанровому варианту экстемпорализованного магического бурлеска. В истории театра «тотальный театр» Курца-Бернардона считается вершиной венской импровизированной комедии и импровизированной игры. «Бернардониады» или машинные комедии сохранились в виде сценариев с комедийными ариями и песнями. На основе сценариев можно реконструировать примерный ход спектаклей, в которых, например, отмечается структура сцены (оформление сцены) и появление персонажей, иногда также диалоги или фрагменты диалога и даются указания по импровизированной игре.
Пьесы Курца в основном построены вокруг фигуры Бернардона, его постоянной роли. В отличие от Гансвурста, например, фигура Бернардона не характеризуется специфическими атрибутами, происхождением, профессией, постоянным типом или привычным неизменным костюмом. Скорее, она обладает трансформируемостью, многогранностью и ролевой гибкостью, которая даже не определяет роль Бернардона с точки зрения пола. В этом отношении этот персонаж характеризуется «проницательностью и наслаждением весельем, обманом и насилием», которые он демонстрирует под давлением реакции на обстоятельства неконтролируемого игрового мира. С драматургической точки зрения, персонаж функционирует как «актёр, привлекающий зрителей», который также обеспечивает связь между сценами и эпизодами в пьесе. В то же время, в силу трансформируемости Бернардона и множественности его ролей, постоянное, идентичное сценическое присутствие персонажа не гарантирует связи между ролями Бернардона. Связь между трансформациями основана на одном и том же актёре, т. е. Курце, или идентичном имени героя.
«Бернардониада» представляет собой композицию в стиле ревю, которая остаётся формально открытой. Курц также объединил различные театральные элементы: балет, пантомима, музыкальные интермеццо, песенные композиции и различные формальные традиции: Singspiel, Commedia dell’arte, элементы венецианской оперы, барочной оперы и иезуитского театра, такие как театральный механизм, аллегорический и магический кадр.