Карл фон Фогельзанг — весомая фигура для австрийской истории. О нём мало написано на русском языке, но этот человек заслуживает того, чтобы о нём не забывали. Его считают одним из авторов идеи корпоративного государства, которое впоследствии превратилось в понятие австрофашизм. В сегодняшних реалиях — это важный исторический экскурс.
Карл фрайхерр фон Фогельзанг
Карл фрайхерр фон Фогельзанг (нем. Karl Baron von Vogelsang) — католический публицист, политик и социальный реформатор. Он был одним из пионеров рабочего движения в Австрии.
Жизнь и работа
Родился 3 сентября 1818 года в Лигнице (ныне Легница, Польша) в семье Карла фон Фогельзанга и Иды, урождённой фон дер Люэ. Он изучал право и политологию в Бонне, Ростоке и Берлине. В Бонне он был членом корпуса «Боруссия», в Ростоке — корпуса «Вандалия». После окончания учёбы он поступил на прусскую судебную службу. Он дружил с Францем Шассо фон Флоренкуром, редактором газеты «Норддойче Корреспондент», издававшейся в Ростоке. После мартовской революции 1848 года унаследовал поместье Альт-Гутендорф близ Ростока, Мекленбург, которое он стал обрабатывать. Там был избран рыцарским депутатом в Мекленбургский сословный совет.
В Берлине он познакомился с настоятелем собора Святой Хедвиги, впоследствии епископом Майнца, Вильгельмом Эммануилом фон Кеттелером. Это знакомство побудило его и круг его друзей (Франц Шассо фон Флоренкур, Фридрих Маассен, Эмиль фон Бюлов) перейти из протестантизма в католицизм в 1850 году. За несколько месяцев до этого Иван фон Глёден уже стал католиком. В связи с этим Фогельзанг был вынужден уйти в отставку из парламента земли Мекленбург. Теперь он занимался как публицист актуальными религиозными вопросами и проблемой справедливого социального общества.
В 1852 году он женился на Берте Софи фон дер Линде, с которой у него родилось одиннадцать детей (из которых трое умерли в раннем возрасте). После пребывания в Кёльне, Зигмарингене и Фуссберге под Мюнхеном, где он общался с «Эоскрайсом» вокруг Гвидо Гёрреса, сына знаменитого Йозефа Гёрреса, и где его семья жила в течение ещё более длительного времени, он сопровождал молодого князя Иоганна II фон унд цу Лихтенштейна в его путешествиях по Европе с 1859 года на профессиональной основе, что позволило ему вступить в контакт с важными личностями. В знак благодарности в 1860 году ему был присвоен титул барона. С 1859 года он и члены его семьи были гражданами Лихтенштейна, а с 1869 года — коммуны Шелленберг.
В 1864 году Фогельзанг, который в последнее время жил в Фуссберге (Бавария), приехал с семьей в Австрию и купил поместье Магдалененхоф на Бисамберге, включая сельское хозяйство и цементный завод. В то же время он посвятил себя писательской деятельности и публиковал статьи в «Historisch-politische Blätter» (Мюнхен) и более продолжительное время работал в «Katholik» и «Recht» в Прессбурге. В 1875 году он стал главным редактором венской католическо-консервативной газеты «Das Vaterland», которая боролась с последствиями Французской революции. Часто возникали разногласия с издателем и меняющимися формальными главными редакторами, особенно в отношении общественно-политического курса. То, что слово «консервативный» значило для него столько же, сколько «сторонник жизни», становится ясно, когда он говорил: «Консервативным может быть только то, что продвигает живое». В 1878 году он учредил «Österreichische Monatsschrift für Gesellschaftswissenschaft und Volkswirtschaft», который позже стал «Monatsschrift für christliche Sozialreform».
Благодаря этим статьям и, прежде всего, своей работе «Материальное положение рабочего класса в Австрии» (Die materielle Lage des Arbeiterstandes in Österreich) Фогельзанг спровоцировал христианское общественное народное и реформаторское движение с требованием социальных реформ, что привело к принятию ряда социальных законов при правительстве Эдуарда Графа Тааффе вопреки сопротивлению либеральной партии. Это ограничение рабочего времени, воскресный отдых, страхование от несчастных случаев и здоровья и кооперативные законы. Некоторые из них считались образцовыми в Европе и легли в основу австрийского социального законодательства. Планировалось даже (почти) всеобщее избирательное право, но этому помешала радикальная Национальная партия.
В 1888/1889 годах Фогельзанг организовал в Вене дискуссионную группу для социальных реформаторов, которая стала известна как «Enten-Abende» (учебная группа католических социальных реформаторов), и координировал международное сотрудничество социальных реформаторов на конференции в Хайде. Фогельзанг считается интеллектуальным основателем «Христианско-социального движения», из которого в 1893 году возникла Христианско-социальная партия. Его идеи оказали влияние на Карла Люгера († 1910), Франца Мартина Шиндлера († 1922) и принца Алоиза фон Лихтенштейна († 1920). Как это ни парадоксально, он поддерживал некоторые идеи марксизма, такие как отказ от свободного капитала и свободной торговли. Благодаря своей значительной деятельности в «Фрибургском союзе» он также вдохновил энциклику Rerum novarum, которая была опубликована папой Львом XIII в 1891 году, через год после смерти Фогельзанга.
Он критически относился к растущей экономической глобализации в XIX веке, поскольку, по его мнению, она разрушала «естественный порядок», и одной из причин этих глубоких потрясений были либерализм и иудаизм. Фогельзанг был убеждён, что социальные проблемы индустриализации и сильного роста населения в городах могут быть решены «естественным» порядком. Этот порядок характеризовался корпоративно-средневековыми элементами. Более поздняя попытка реализовать этот взгляд потерпела неудачу в австрофашистском корпоративном государстве.
В последний раз Фогельзанг жил со своей семьёй по адресу Laurenzgasse 3 в 5-м районе Вены, где в 1936 году ему была установлена мемориальная доска. После смерти его останки были освящены в близлежащей приходской церкви Святого Флориана и, после повторного освящения, захоронены в семейной могиле семьи Клопп на кладбище Пенцинг. В 1906 году тело было перенесено в последнюю могилу на том же кладбище. Эта гробница была отреставрирована Институтом Фогельзанга в 2018 году, спустя 200 лет после его рождения.
Фогельзанг, экономика и этика
Когда Карл фон Фогельзанг на католическом конгрессе подробно разбирал социальный вопрос, который в то время становился всё более острым, социал-демократ Виктор Адлер в своём докладе об этом событии католицизма оценил его очень положительно:
«Самой особенной задачей Католического дня, несомненно, была разработка социальной программы. Эта часть также была тщательно подготовлена. Большинство статей уже было напечатано полгода назад в «Monatsschrift» Фогельзанга, так же как и вся австрийская «христианско-социальная» школа — это просто семинар Фогельзанга. <…> Католическое моральное учение Фогельзанга [передаёт] гораздо более уверенную и тщательную критику социальных и экономических условий сегодняшнего дня… чем чтение социал-демократических трудов».
Виктор Адлер: цит. по: Wiard Klopp: Leben und Wirken des Sozialpoliters Karl Freiherrn von Vogelsang. Работа с источниками, Вена 1930, с. 345.
В начале безжалостного наступления капиталистической экономики он предупреждал, что в своих отношениях с природой человек не должен «продолжать действовать как грабители и насильники её, … [но должны начать] действовать как любящие опекуны её». В то же время он предупреждал о революции и говорил, что она, вероятно, разразится сначала в России. Ведь он рассматривал погромы в России того времени как предвестие гораздо более страшного насильственного восстания недостойных людей над народом, чтобы лишить власти царя и капитализм. Он считал погромы признаком огрубления нравов, поскольку моральный авторитет церкви уже не мог охватить широкие слои населения. История доказала его правоту несколькими десятилетиями позже, когда произошла Октябрьская революция. После окончания красной диктатуры, которую Фогельзанг уже тогда видел на горизонте, нужно стремиться «снова насадить христианские идеи и тем самым вызвать новый расцвет христианской социальной культуры…». Почти пророчески он предупреждал — задолго до двух мировых войн, до нацистского террора, до сталинского террора и до сегодняшнего экологического кризиса:
«Мы должны отказаться от самодовольного суеверия, как будто мы сейчас стоим в начале времени, которое только стало разумным. <…> Мы должны признать, что существуют моральные нормы, на основе которых должны развиваться социальные институты и экономические законы».
Карл фон Фогельзанг: 1880, Österreichische Monatsschrift für Gesellschafts-Wissenschaften und Volkswirtschaft, Vol. II, Вена 1980, стр. 4.
Фогельсанг и антисемитизм
После того, как он некоторое время проработал редактором ежемесячного журнала «Österreichische Monatsschrift für Gesellschaftswissenschaften», вокруг него начала собираться группа прежних сторонников антисемита Георга фон Шёнерера, в том числе и ставший впоследствии мэром Вены Карл Люгер. Фогельзанг постепенно начал сочетать свое неприятие капитализма с полемикой против «евреев-реформаторов», которых он считал ответственными за этот самый капитализм:
«Истинно христианский народ сможет принять и поглотить евреев, не становясь евреями. Но те, кто отпал от христианства в вере, законе и морали, должны безнадёжно ползти под кавдинским ярмом рабства, их будут грабить евреи, над ними будут господствовать, их сделают изгоями».
Карл Фогельзанг впервые написал эссе в журнале «Vaterland» против растущего антисемитизма под названием «За евреев». За этим последовал такой массовый протест антисемитов против редакции, что та вынудила Фогельзанга написать контрстатью под заголовком «Против евреев», поскольку в противном случае газета могла закрыться. Эта вторая вынужденная статья затем охотно цитировалась антисемитами, но первая была скорее забыта. Ранее Фогельзанг писал, что евреи были избранным Богом народом и останутся таковым, а христианам придётся сначала заслужить Божье избрание. Социальные претензии возникают у бизнес-лидеров, будь они еврейского или христианского происхождения, но больше у экономических либералов-атеистов, чем у религиозных бизнес-лидеров обеих конфессий. Верующие евреи могли бы стать партнёрами верующих христиан в проведении социальных реформ. Но:
«Неверующий еврей… стоит в наших глазах почти так же низко, как крещёный человек, который поставил себя в противоречие со всеми требованиями своей высшей профессии».
Karl von Vogelsang: Gesammelte Aufsätze, Augsburg 1886, p. 482.
Взгляды, связанные с Фогельзангом, с тех пор основывались на идее, что бизнес и пресса контролируются скоординированным и нерелигиозным «мировым еврейством», а также влияют на «христианских» бизнесменов:
«Если бы каким-то чудом в какой-то благословенный день все наши 1 400 000 евреев были отняты у нас, это мало помогло бы, ведь мы сами заражены еврейским духом».
Карл фон Фогельзанг: ежедневная газета «Дас Ватерланд», 10 октября 1875 года
После смерти
Несмотря на его взгляды, Австрия не забыла его и считает важным историческим деятелем. В 1901 году Хайнегассе в районе Вена-Маргаретен (5-й округ) была переименована в Фогельзанггассе. В 1990 году австрийская почтовая служба выпустила специальную марку в честь 100-летия со дня его смерти.
Институт Карл-фон-Фогельзанга по исследованию истории христианской демократии в Австрии (Karl-von-Vogelsang-Institut zur Erforschung der Geschichte der Christlichen Demokratie in Österreich), расположенный в Вене, с 1983 по 1996 год издавал ежеквартальный журнал «Christliche Demokratie» и публиковал работы по истории христианской демократии в Австрии. С 1997 года издается ежегодник «Демократия и история».
Государственная премия имени Карла фон Фогельзанга — австрийская государственная премия по истории общественных наук. Она присуждается раз в два года федеральным министром науки и исследований.