Пауль Витгенштейн был американским пианистом австрийского происхождения. Я искренне считаю, что как австриец он был патриотом. Ведь он воевал за свою родину. Во время Первой мировой войны попал в плен к русским солдатам и оказался в Омске. Несмотря на потерю правой руки в результате военной травмы, он продолжил свою карьеру и заказал у современных композиторов множество фортепианных произведений, которые можно исполнять лишь левой рукой. Но эмигрировал от власти Гитлера, который захватил Австрию в 1938 году. О жизни и решениях патриота-эмигранта в нашем сегодняшнем материале.
Пауль Карл Герман Витгенштейн (нем. Paul Carl Hermann Wittgenstein) родился 11 мая 1887 года в Вене. Пауль происходил из немецко-австрийской семьи Витгенштейнов. Он родился в семье промышленника Карла Витгенштейна и его жены Леопольдины (урожденной Кальмус, 1850 — 1926) и имел семь братьев и сестёр. Через два года родился его брат, будущий философ Людвиг Витгенштейн. Его родители были очень музыкальны, отец играл на рожке и скрипке, мать, ученица Карла Гольдмарка, была прекрасной пианисткой. Дом его родителей часто посещали выдающиеся деятели культурной жизни, например, Йозеф Иоахим был знаком с Иоганнесом Брамсом и Кларой Шуман. Среди других гостей были Пабло Казальс, Эдуард Ханслик, Макс Кальбек, Густав Малер, Эрика Морини, Арнольд Шёнберг, Мария Солдат-Рёгер, Рихард Штраус, Бруно Вальтер или квартет Розе, с некоторыми из которых молодой Витгенштейн играл вместе; он также разделял со Штраусом предпочтение произведений Луи Шпора.
Пауль Витгенштейн учился игре на фортепиано у Мальвины Бри, а затем у знаменитого Теодора Лештицкого. О его дебюте 26 июня 1913 года в Венском Музикферайне появилось несколько примечательных отзывов. С началом Первой мировой войны его призвали в армию. Во время нападения в Польше под Замостьем он был ранен и взят в плен русскими солдатами, ему ампутировали правую руку. Благодаря программе обмена Красного Креста Витгенштейн был освобождён из лагеря для военнопленных в Омске и к Рождеству 1915 года вернулся в Вену. В 1917 году он был награждён Большой серебряной медалью за храбрость Императорской и Королевской армии. Несмотря на свою инвалидность, Пауль служил в штабе на итальянском фронте до 1918 года.
Уже во время выздоровления он решил продолжить карьеру пианиста, несмотря на отсутствие правой руки. Для этого он узучил новое издание «Пятидесяти упражнений для левой руки» Вильгельма Тапперта и обратился к сочинениям Ференца Листа для Гезы Графа Зичи. После войны Витгенштейн продолжил свои планы, интенсивно изучая и аранжируя для себя произведения Баха, Бетховена, Шопена, Грига, Мендельсона Бартольди, Гайдна, Мейербера, Моцарта, Пуччини, Шуберта, Шумана, Иоганна Штрауса или Вагнера только для левой руки. Он изучал новые произведения, написанные для него его старым учителем Йозефом Трудом, который сам был слепым. Кроме того, он начал заказывать произведения для фортепиано для левой руки известным современным композиторам. Многие из этих произведений до сих пор часто исполняются двуручными пианистами, но их играют и пианисты, которые также потеряли возможность пользоваться правой рукой, как, например, Леон Флейшер.
В 1929 году Морис Равель написал для него фортепианный концерт ре-мажор «Концерт для левой руки». Однако перед премьерой разразился скандал, поскольку Витгенштейн внёс серьёзные изменения в партитуру, а Равель категорически не одобрял эти вмешательства. В переписке между двумя художниками Витгенштейн пытался защитить себя, говоря, что исполнители не должны быть рабами композиторов. Однако лаконичный ответ Равеля: «Переводчики — это рабы» — стал последней каплей.
С 1931 по 1938 год Витгенштейн преподавал класс фортепиано в Новой Венской консерватории. Одна из его студенток, Хильде Шания (1915-2001), стала его возлюбленной в 1934 году; они поженились в Гаване в 1940 году и родили двух дочерей и сына.
После аннексии Австрии нацистской Германией Пауль пытался убедить двух своих сестёр, Гермину и Хелене, покинуть Вену (Людвиг уже несколько лет жил в Англии), но они отказались, потому что были слишком привязаны к родине и не верили, что такой выдающейся семье угрожает реальная опасность. Дед Герман Кристиан Витгенштейн принял протестантизм, а отец Карл Витгенштейн воспитывал своих детей как римских католиков, но для национал-социалистов и их Нюрнбергских законов они остались евреями. Только заплатив 1,8 миллиона швейцарских франков, они были признаны «полукровками» и могли продолжать жить в Австрии. Однако сам Витгенштейн не был готов примириться с нацистами. Он отверг «сделку» своих сестёр, что привело к разрыву с семьей на всю жизнь. Ему было запрещено выступать на публике и даже преподавать без оплаты, поэтому он решил покинуть страну. Пауль эмигрировал в США через Швейцарию в 1938 году.
В 1946 году он стал гражданином США, жил недалеко от Нью-Йорка и преподавал фортепиано в Нью-Рошелле (штат Нью-Йорк), в консерватории Ральфа Вулфа (1938-1943) и в Нью-Йорке в Манхэттенвильском колледже Святого Сердца (1940-1945).
Пауль Витгенштейн, последний из восьми братьев и сестёр Витгенштейнов, умер от сердечной недостаточности в 1961 году. Его вдова пережила мужа на четыре десятилетия. После её смерти имущество, составляющее три с половиной тонны, перешло в аукционный дом Sotheby’s в Лондоне, где было выставлено на торги 22 мая 2003 года. Большая его часть сейчас находится в частном архиве Пауля Витгенштейна в Гонконге. Его сын Поль-Луи, родившийся в 1941 году, живёт в Австрии.