Мари Яхода — австрийский социальный психолог. Она принимала активное участие в политической жизни Социал-демократической рабочей партии, революционных социалистов и зарубежного представительства австрийских социалистов. Яхода с юности была привержена рабочему движению и считалась одной из «великих старух» международной социал-демократии. Давайте определим, кем была для Австрии и мира Мари Яхода — борцом за свою страну и её свободу или обычной эмигранткой-предательницей.
Жизнь
Мари Яхода (нем. Marie Jahoda) родилась 26 января 1907 года в Вене. Она росла третьей из четырёх детей в ассимилированной еврейской семье среднего класса. У неё было два брата (Эди, 1903 года рождения, и Фриц, 1909 года рождения) и одна сестра (Рози, 1905 года рождения, вышла замуж за Куэрти). Её родители — торговец Карл Яхода и его жена Бетти, урождённая Пропст. В 1926 году Яхода окончила среднюю школу для девочек Verein für realgymnasialen Mädchenunterricht в Вене.
Она активно участвовала в работе Ассоциации учащихся социалистических средних школ. Там она встретила тогдашнего учителя Пауля Феликса Лазарсфельда, за которого вышла замуж в 1926 году, когда ей было 19 лет. Однако она сохранила своё имя, данное при рождении. Яхода начала двойное обучение: педагогическое в Педагогической академии и психологическое в Венском университете. Кроме того, она работала в консультационном центре для школьников. В возрасте 21 года она на год переехала в Париж, посещала лекции в Сорбонне и преподавала латынь.
В 1930 году в Вене родился её единственный ребенок, Лотте Франциска (17 июля 1930). В рамках исследовательского проекта, посвящённого развитию младенцев, она и её муж записывали жесты, улыбки и звуки ребёнка в течение первого года жизни.
Значение для социальных наук
Вместе со своим мужем и Гансом Цайзелем она провела социально-психологическое исследование «Безработные Мариенталя» в 1932 году; исследование стало знаменитым. Её брак с Лазарсфельдом, заключённый в 1926 году, был расторгнут в 1934 году после того, как он с 1932 года начал встречаться с Гертой Герцог.
В 1933 году Яхода стала членом Союза писателей-социалистов. С 1933 по 1936 год работала, в том числе, в «Исследовательском центре экономической психологии», аффилированном институте Венского университета. Она получила докторскую степень в возрасте 25 лет, став одной из самых молодых женщин-докторов в Австрии.
Кроме того, она активно выступала за революционных социалистов в подполье. В 1936 году она была арестована за свою подпольную деятельность. Яходу освободили после девяти месяцев заключения благодаря международному вмешательству, но в июле 1937 года она была вынуждена покинуть страну в течение 24 часов, за что была лишена австрийского гражданства.
Эмигрировала в Англию, где во время Второй мировой войны работала в качестве советника на пропагандистской станции «Radio Rotes Wien» и в лондонском офисе зарубежного представительства австрийских социалистов и др.
После восьми лет работы в Лондоне, в 1945 году она уехала в США и до 1958 года преподавала в «университете в изгнании», Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в качестве профессора социальной психологии. Здесь она также работала с изгнанными членами Франкфуртской школы, включая Макса Хоркхаймера.
В 1958 году она вышла замуж за Остина Албу (1903-1994), члена британского парламента от лейбористов в Палате общин и государственного министра.
С 1958 по 1965 год занимала несколько должностей в качестве преподавателя психологии в Брюнельском колледже передовых технологий в Уксбридже, Хиллингдон (недалеко от Лондона). Только в 1962 году она получила должность профессора в области психологии и социальных наук. С 1965 года и до выхода на пенсию в 1973 году она занимала кафедру социальной психологии в Университете Сассекса. Ею была разработана модель явных и латентных функций доходной занятости.
Яхода сформулировала классическую проблему социальных наук: «Проблема гуманитарных и социальных наук заключается в том, чтобы сделать невидимые вещи видимыми». Она обращалась к проблеме качественных методов и техник анализа, например, для определения установок или ценностей интервьюируемого, которые не проявляются при чисто поверхностном анализе.