Sunday, September 8, 2024

Перхт, или пугающие рождественские традиции в Австрии

За год жизни в Австрии я очень полюбил их необычные традиции в праздновании Рождества и других праздников в этот период времени. Практически о каждой традиции и каждом празднике у меня была написана отдельная статья. Но недавно я узнал об одном персонаже, которого зовут Перхт, и которого я многие годы путал с Крампусом. Пришло время исправить эту несправедливость и рассказать о том, кто же это такой. 

Перхт 

Перхт (нем. Percht) — это фигура баварско-австрийских альпийских обычаев, которая имеет несколько разных образов поведения или характеров. Но не всё так просто, как может показаться вначале. Существует два типа Перхтов: «добрые» Schönperchten и  «злые» Schiechperchten, которые, согласно легенде, должны изгонять зиму (или злых духов зимы) своими колокольчиками, что прикреплены к их телу (Winteraustreiben, или изгнание старого года).

Сейчас появление Перхтов можно наблюдать в небольших баварских и австрийских городах. Часто они прогуливаются по кристмасмаркетам в выходные дни в предрождественский период. Перхтены, вероятно, связаны с мифической фигурой Перхта, происхождение которой не поддаётся точному объяснению. Одна из теорий происхождения названия предполагает, что термин восходит к средневерхненемецкому berchttac, berchtnacht, средневековому слову, обозначающему праздник Богоявления (Крещения), сегодня Богоявление — 6 января; средневерхненемецкое bercht означало «сияющий», «светящийся». Но в любом случае, достоверных объяснений этому до сих пор не найдено, хотя традиция была так популярна в баварских и австрийских землях на протяжении веков. 

Важнейшей атрибутикой Перхтена является колокольчик, с помощью которого, согласно народному толкованию, следует изгонять зиму, или злых духов зимы (зимний экзорцизм, или изгнание старого года).

В период между Рождеством и Новым годом в Rauhnächten появляются перхтены, которые следят за соблюдением режима питания, чистоты и трудового распорядка в эти дни. В то время как Schiechperchten часто появляются в большом количестве и с большой свитой ночью, Schönperchten появляются днём и желают жителям деревни удачи и благословения.

Rauhnächte завершатся 5 января так называемым Glöckötåg (Glöcklertag). Вечером, примерно с 17.00, происходит символическая битва между громко звенящими Glöcklers и Bärigln в роли Schiechperchten, например, на главном, обычно глубоко заснеженном поле Altaussee. Звонари, олицетворяющие весну, пытаются «прогнать» зиму, а Беригль оказывает яростное сопротивление, что приводит к дикой драке. В полночь призраки этой последней Раунахт заканчиваются. Перхт проверяет дом на чистоту — в соответствии с легендой о фрау Перхте — и, не скрывая своего лица, не имеет права произносить ни слова.

История праздника

Шумные шествия с масками демонических женщин, языческих богинь, диких и прирученных животных, наряду с другими обычаями и традициями, описаны Цезарием Арльским уже в 500 году н.э. для празднования Календена (римско-германский праздник Нового года и Рождества). Таким образом, Перхт также ассоциируется с Дикой охотой. Однако степень, в которой перхтский забег действительно может быть отнесён к языческим обычаям, оспаривается. Термин «Перхт» появился лишь позднее.

В XI веке термин Giperchtennacht был упомянут в Mondseer Glossen, который Иоганн Андреас Шмеллер и Якоб Гримм интерпретировали как перевод греческого слова Epiphanie (древневерхненемецкое (gi)beraht «лучезарный»).

С развитием христианизации в альпийском регионе в начале Средневековья Перхт всё больше ассоциировался с семью главными лассами как фигура Domina Perchta, или Frau Welt. В 1729 году Кристиан Готтлоб Халтаус связал день Перхта с богиней Пречей.

Перхт в Австрии

В Австрии существует множество традиций, связанных с этим праздником, в самых разных странах. Хорошо известен Pongau Perchtenlauf. Он проходит поочерёдно в четырёх общинах Санкт-Йоханна, Альтенмаркта, Бишофсхофена, Бад-Гаштайна и Бад-Хофгаштайна 6 января. Есть свидетельства того, что первые перхтенские бега состоялись до 1850 года.

В австрийском Зальцкаммергуте и в штирийской долине Эннс обычаи перхтенов также продолжают жить. Вечером 5 января любой желающий может нарядиться в костюм Перхта и ходить от дома к дому, где, в зависимости от настроения хозяина, ему разрешат войти и дадут много еды и питья — или нет. В качестве маскировки обычно используются старые куски ткани. В Альтаусзее также есть меховые костюмы под названием Bärigl.

Другая область — верхняя долина Мур в Штирии и регион Лунгау в Зальцбурге, где сочетаются автохтонные верхнештирийские, зальцбургские и зальцкаммергутские мотивы.

Кроме того, перхтенские бега проводятся в Винер-Нойштадте, Хиршштеттене (Вена), Берндорфе, Перхтольдсдорфе, Питтене, Аспанге и Зёберне, а также во многих местах в Вахау (Нижняя Австрия) и его окрестностях, во многих местах Каринтии, например, в Санкт-Вейт ан дер Зальцкаммергут, Санкт-Вайт-ан-дер-Глане, Виллахе, Клагенфурте и Либенфельсе, где находится одна из последних мастерских по резьбе перхтенских масок, а также в Тироле (например, Эльльмау, Целль-ам-Циллер) и в Форарльберге (Иннербраз).

Сегодня Перхт — это, конечно, в большей степени маркетинг и особый колорит на рождественских рынках. Интересно, что даже  многие местные жители путают Перхта с Крампусом, особо не вдаваясь в подробности этого праздника.

Вам также могут быть интересны следующие материалы из рубрики «Праздники в Австрии»:

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com