Гвидо Адлер считается основателем венского музыковедения. Его самоотверженность, трудолюбие и увлечённость музыкой создали из Вены международный центр музыковедения. Но после аннексии Австрии великий музыкальный деятель резко превратился во врага народа. О его насыщенной жизни и том многом, что он успел сделать, не обращая внимание ни на что.
Жизнь
Гвидо Адлер (нем. Guido Adler) родился 1 ноября 1855 года в Айбеншютце (Моравия, Имперская Австрия) и был австрийским музыковедом. Он являлся сыном еврейского сельского врача; старшим братом был режиссёр Леопольд Адлер. После ранней смерти отца семейства (1856) мать вместе с шестью необеспеченными детьми переехала в Иглау, где Адлер посещал начальную школу и получал первые уроки игры на фортепиано. Императорское помилование и поддержка родственников позволили семье зарабатывать на жизнь. В 1864 году он приехал в Вену, где с сентября 1869 года посещал консерваторию Венского общества музыкальных инструментов. Его учителями были Вильгельм Шённер и Йозеф Дахс (фортепиано), Антон Брукнер по гармонии (как второстепенный предмет) и Феликс Отто Дессофф (теория и композиция). После окончания средней школы в 1873 году он дополнительно изучал право, которое закончил в 1878 году со степенью доктора, однако проработал в качестве адвоката всего три месяца. В июне 1874 года Адлер получил диплом пианиста в консерватории. Тем не менее, поначалу он решил отказаться от карьеры композитора.
Вместе со своими сокурсниками по консерватории Артуром Никишем и Феликсом Моттлем он вручил Ричарду Вагнеру почётный кубок. В качестве представителя консерватории он выступил с обращением к Ференцу Листу. Адлер был одним из основателей Академического общества Вагнера и в этом качестве прочитал цикл лекций, знакомящих с «Кольцом нибелунга» в 1875 — 1876 годах. Работы Августа Вильгельма Амброса, Фридриха Хрисандера, Отто Яна и Филиппа Шпитты пробудили его музыкально-исторические наклонности, и после непродолжительной практики в Венском коммерческом суде он полностью обратился к музыковедению. Венский профессор Эдуард Ханслик поддерживал его в учёбе.
В 1880 году он получил докторскую степень в Венском университете. В 1884 году Адлер основал журнал Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft совместно с Филиппом Шпиттой и Фридрихом Хрисандером. В 1885 году он сменил Эдуарда Ганслика на посту профессора в Праге, а в 1898 году основал Музыковедческий институт Венского университета, директором которого был до выхода на пенсию в 1927 году.
В 1888 году, издав меморандум о публикации Monumenta historiae musices на международной основе, он поощрял редактирование документов и источников исторического и теоретического характера в дополнение к публикациям памятников. Вначале она ограничивалась изданием Denkmäler der Tonkunst in Österreich («Памятники музыкального искусства в Австрии»), которое выходило непрерывно с 1894 года под руководством Адлера в 83 томах до 1938 года. В 1892 году он организовал музыкально-исторический раздел Международной выставки музыки и театра в Вене и побудил австрийское правительство приобрести кодексы Тренто.
Основанный им Институт истории музыки в Вене стал центром австрийских музыкальных исследований. В Studien zur Musikwissenschaft («Исследования по музыковедению»), ежегодно выходивших с 1913 по 1938 год в качестве дополнений к Denkmäler der Tonkunst in Österreich («Памятники музыки в Австрии»), были представлены ценные трактаты школы Адлера. Он организовал международные музыковедческие конгрессы по Гайдну (1909) и Бетховен-Зентенарфейеру (1927) в Вене.
В 1927 году Адлер дал толчок к созданию Международного музыковедческого общества со штаб-квартирой в Базеле, почётным президентом которого был до самой смерти. В том же году мужчина ушёл с преподавательской должности, но сохранил руководство Denkmäler der Tonkunst в Австрии до 1938 года, когда ему запретили публиковаться.
В эпоху национал-социализма
Любой воинствующий режим отрицает любое инакомыслие и свободу. Также произошло и с человеком, который сделал так много для развития венской музыковедения. В 1938 году Венское музыкальное общество, почётным членом которого он являлся, было фактически распущено. Сначала общество находилось под временным управлением, а затем было присоединено к Венскому государственному театру и сценической академии, сохранив при этом своё название. В эпоху национал-социализма его почётное членство было аннулировано из-за антисемитских настроений. Адлер также подвергся дискриминации в Lexikon der Juden in der Musik («Энциклопедия евреев в музыке») Герберта Геригка, где он был внесён с заведомо ложной датой смерти (14 декабря 1933 года). Его ценная библиотека была конфискована по инициативе его ученика Эриха Шенка и передана основанным им семинариям без компенсации наследникам. После его смерти в марте 1941 года дочь тихо похоронила его в Вене. Эта дочь, врач Мелани Каролина Адлер, была депортирована из Вены в Минск в мае 1942 года и убита в лагере уничтожения Малый Тростинец 26 мая 1942 года. Сын Ахим Адлер также был врачом и в своё время эмигрировал в США.
После восстановления в 1945 году Венского общества музыкальных обществ Гвидо Адлер (как и Бруно Вальтер, Карл Гольдмарк и другие) снова числится в нём в качестве почётного члена. В 1980 году могила была перенесена с общего поля урн в почётную могилу на Центральном кладбище Вены (группа 32 C, номер 51). В 1998 году Общество друзей музыки в Вене посвятило Гвидо Адлеру две витрины на выставке «100 лет институту музыковедения Венского университета».