Герберт Фейгль был философом логического эмпиризма австрийского происхождения, который опубликовал основную часть своих трудов после эмиграции в США в 1931 году. В значительной степени вдохновлённый трудами своего академического учителя Морица Шлика Фейгль внёс важный вклад в философский анализ вероятности, в дебаты о научном реализме и в анализ проблемы «разум-тело». Его всеобъемлющей целью было информировать устоявшееся философское представление тем, что он называл «научной установкой». К сожалению, раскрыть свой талант на родине он не смог, потому что власти Австрии были увлечены игрой в силу и величие. О том, чего смог достигнуть этот учёный, и почему ему писал рекомендательное письмо сам Альберт Эйнштейн, в этом материале.
Герберт Фейгль
Герберт Фейгль (нем. Herbert Feigl) родился 14 декабря 1902 года в тогдашнем австрийском городе Райхенберг (ныне Либерец, Чешская Республика). Родители Фейгля были евреями, но не религиозными. Его отец, обученный ткач, был, как говорят, ярым атеистом; он являлся искусным и весьма изобретательным дизайнером текстиля и стал позже в своей карьере одним из самых влиятельных лидеров австрийской текстильной промышленности. Мать Фейгля, которая всю жизнь интересовалась искусством, привила ему энтузиазм к классической музыке, особенно к симфониям Антона Брукнера и Густава Малера.
В 1921 году Фейгль начал изучать математику, физику и философию в Мюнхенском университете. Из-за антисемитского климата в Германии (и, в частности, в Мюнхене) в 1922 году он переехал в Венский университет, где учился у Морица Шлика, Ханса Хана, Ханса Тирринга и Карла Бюлера. В том же году Фейгль написал эссе о философском значении теории относительности Эйнштейна, за которое получил приз на конкурсе (с Шликом, Эрнстом фон Астером и Максом фон Лауэ в качестве рецензентов). В 1924 году Фейгль стал одним из соучредителей Венского кружка. В 1927 году он закончил докторскую диссертацию по философии, посвящённую взаимоотношениям между случайностью и законом в естественных науках.
Вдохновлённый дискуссиями с Карлом Поппером и Гансом Райхенбахом, Фейгль в 1929 году опубликовал монографию Theorie und Erfahrung in der Physik. В том же году он прочитал серию лекций в Баухаузе в Дессау, между которым и Венским кружком существовали интересные параллели как в интеллектуальном мировоззрении, так и в политическом подходе. В 1930 году Фейгль женился на Марии Каспер, сокурснице по Венскому университету, и у них родился сын.
По причине проявления антисемитизма и профессиональной бесперспективности Фейгль в 1930 году решил эмигрировать в США. Финансируемый Рокфеллеровской исследовательской стипендией, он сначала пробыл восемь месяцев в Гарвардском университете. Вместе с Альбертом Е. Блюмбергом он написал программную статью «Логический позитивизм: Новое движение в европейской философии» (опубликованную весной 1931 года в журнале Journal of Philosophy). После этого эмиграционные планы Фейгля стали явными. Уже в 1931 году он осознал, что возможности вернуться на родину у него нет.
Перед подачей документов в американские университеты Фейгль получил рекомендательные письма от Альберта Эйнштейна, Перси В. Бриджмена, К. И. Льюиса и Альфреда Норта Уайтхеда. Льюис писал в своём письме от 14 апреля 1931 года: «Доктор Фейгль является одним из группы — вместе с Карнапом, Рейхенбахом и Шликом, — которая представляет недавно сформулированный «неопозитивизм», демонстрирующий то, что мы считаем наиболее перспективным из современных движений в континентальной философии».
С 1931 по 1937 год Фейгль преподавал в качестве лектора и доцента в университете Айовы. В 1937 году он получил гражданство США, с 1938 по 1940 год работал доцентом в университете Айовы. В конце концов, в 1940 году Фейгль получил должность профессора в университете Миннесоты в Миннеаполисе. Там он основал в 1953 году Миннесотский центр философии науки, который был первым центром такого рода в США, и который до сих пор является одним из ведущих учреждений по исследованиям в области истории и философии науки.
Помимо приглашённых профессоров в Беркли (1946 и 1953), в Колумбийском университете (1950) и в Гавайском университете (1958), Фейгль проводил научные исследования в Мексике, Австралии и послевоенной Австрии. Он был президентом Американской философской ассоциации и вице-президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. Среди основных работ за время его пребывания в США — труды по методологии, по дебатам о научном реализме и пара вкладов в проблему «разум-тело», наиболее известным из которых является эссе «Психическое и физическое» (1958). После выхода на пенсию в 1971 году Фейгль всё ещё был активен как организатор философских дискуссий в своём частном доме. Он умер от рака 1 июня 1988 года в Миннеаполисе.
Фейгль и Венский кружок
Как уже указывалось, Фейгль был членом Венского кружка с начала его образования. Вместе с Фридрихом Вайсманом он предложил Шлику создать вечернюю дискуссионную группу. Шлик подхватил эту идею и организовал вечерний коллоквиум по четвергам на венской улице Больцманнгассе, 5, где располагался математический факультет университета. Среди соучредителей кружка, помимо самого Вайсмана и Фейгля, были Ганс Ханн, Отто Нейрат, Ольга Ханн-Нейрат, Виктор Крафт, Феликс Кауфман и математик Курт Райдемайстер. Именно последний предложил читать и обсуждать «Трактат логико-философский» Людвига Витгенштейна.
Логический эмпиризм и научный реализм
Принято считать, что логический эмпиризм и научный реализм систематически противоречат друг другу. Однако вклад Фейгля в дебаты о научном реализме говорит как раз об обратном: Находясь под влиянием раннего «критического» реализма своего учителя Шлика, Фейгль (как и Рейхенбах, и Эйно Кайла) рассуждал в терминах примирения обеих позиций, то есть пытался объединить логические эмпирические методы с научным реалистическим изложением теоретически постулируемых сущностей.
Анализ проблемы «разум-тело»
Рассмотрение Фейглем проблемы «разум-тело» — это его, пожалуй, самый известный и в то же время самый спорный вклад в философию. Его часто объединяют со взглядами У.Т. Плейса, Дж.Дж.К. Смарта, Д.М. Армстронга и других австралийских философов-материалистов. Действительно, и подход Фейгля, и подход австралийцев к проблеме «разум-тело» имеют ряд общих черт. В целом, они оба являются версиями недуалистической (антикартезианской), физикалистски вдохновлённой «теории тождества». Однако между австрийской (то есть фейглевской) и австралийской версией теории тождества есть существенные различия. В то время как австралийцы принимают физическое как непроблематичное и пытаются свести психическое к физическому, Фейгль принимает психическое как непроблематичное и пытается интегрировать его в сложную физикалистскую концепцию мира.