Эрнст Карл Винтер был австрийским социологом и политиком. Он считается первым известным эмигрантом-неевреем, который покинул свою родину по политическим причинам после аншлюса Австрии. В этой статье вы узнаете о сложной борьбе одного человека против целой системы.
Эрнст Карл Винтер
Эрнст Карл Винтер (нем. Ernst Karl Winter) родился 1 сентября 1895 года в Вене. Он рос единственным ребёнком в семье писателя и юриста Эрнста Винтера (1861 — 1927) и писательницы Мины Винтер-Шоттенфельд (настоящее имя — Вильгельмина Катарина Гсур, 1867 — 1945) в Веринге. Его дядей и крёстным отцом был Карл Фридрих Гсур. Эрнст Карл Винтер рано выбрал путь социально активного католика и во время учёбы в гимназии присоединился к католическому молодёжному движению Антона Орла, чьи взгляды повлияли на первые публикации Винтера.
После начала Первой мировой войны, в октябре 1914 года он записался добровольцем на один год в Тирольский ландесшютцен, где подружился со своим товарищем по полку Энгельбертом Доллфусом. Вскоре Винтер вступил в конфликт с идеями немецких националистов, которые в то время доминировали в академических кругах. В соответствии с католической доктриной, он отказался от дуэли, на которую его вызвал немецкий офицер-националист, из-за статьи, слишком лояльной по отношению к кайзеру. Таким образом, Винтер потерял возможность офицерской карьеры.
В 1918 году, будучи убеждённым легитимистом, он критиковал прагматичный поворот буржуазного лагеря в сторону республики. Летом 1918 года Винтер поступил на юридический факультет Венского университета. В 1922 году он получил докторскую степень после лекций Ганса Кельзена, Отмара Шпанна и Макса Адлера, но посещал дальнейшие социологические и исторические лекции до 1924 года. После этого он жил как писатель и частный учёный.
Активизм против национал-социализма
По его инициативе в 1927 году при участии Ганса Карла фон Зесснера-Шпитценберга и других был создано объединение Österreichische Aktion («Австрийское действие»), которое впервые сформулировало идею независимой австрийской идентичности на программно-публицистической основе.
Попытка абилитации в качестве социолога с диссертацией на тему «Социальная метафизика схоластики» провалилась, в частности, потому, что Винтер не был готов написать статью для правоэкстремистской Deutschösterreichische Tages-Zeitung (DÖTZ), которая в то время неформально прописывалась в теме. Две последующие попытки абилитации также не увенчались успехом из-за немецкого националистического профессорского колледжа.
С 1930 года он возглавлял издательство Gsur, которое было единственным австрийским издательством, посвятившим себя бескомпромиссной борьбе с национал-социализмом. В целом, публикации Винтера характеризовались его католической верой, платонической философией и политической линией, которая на ранней стадии была направлена против национал-социализма. Он оказал влияние на социолога Августа Марию Кнолля, основателя панъевропейского движения Рихарда Николауса Графа фон Куденхове-Калерги, публициста Альфреда Миссонга.
«Стоять справа, а думать слева»
Винтер стал известен благодаря своей попытке инициировать примирение между христианскими социалистами и социал-демократами, чтобы отгородиться от национал-социализма в период между 1927 и 1938 годами. Хорошо известен его политический лозунг «стоять справа, а думать слева». Особенно в период с апреля 1933 по февраль 1934 года, т.е. в период после ликвидации парламента, но до Февральского восстания, Винтер отчаянно отстаивал эту позицию в венских политических газетах, которые он сам редактировал, а также в Социал-демократической рабочей газете.
Он публиковал открытые письма федеральному президенту Вильгельму Микласу. В апреле 1934 года, в качестве жеста в сторону левых политических сил, федеральный канцлер Энгельберт Доллфус назначил Винтера третьим заместителем бургомистра Вены.
Aktion Winter
Акция Aktion Winter началась со вступления Эрнста Карла Винтера в должность заместителя бургомистра и была попыткой «построить мост» между левыми и правыми, чтобы убедить социал-демократический рабочий класс принять участие в общем фронте против национал-социализма. Винтер начал организовывать регулярные встречи под названием «Вечера дебатов».
Хотя эти мероприятия вызывали недовольство многих сторонников авторитарного режима (особенно Хеймвера), Винтер получил определённую поддержку от Доллфуса. Однако рабочие неохотно доверяли действиям Винтера: они хотели сначала увидеть «акты примирения» со стороны государства, но представители правительства требовали от рабочих «обязательств перед государством», прежде чем пойти им навстречу. Винтер тщетно пытался разорвать этот порочный круг.
Со смертью Доллфуса Винтер потерял своего самого влиятельного сторонника. В декабре 1934 года новое правительство впервые конфисковало еженедельный журнал Die Aktion, орган Aktion Winter, поскольку напечатанное письмо редактору представляло собой «подстрекательство». В том же месяце Aktion Winter был переименован в Österreichische Arbeiter-Aktion (Ö. A. A.). Die Aktion был помещён под предварительную цензуру. В марте 1935 года Курт Шушнигг объявил, что Ö. A. A. будет включена в состав Ватерлендского фронта, поскольку существовала опасность, что Ö. A. A. будет использована не по назначению, и необходимо было проводить всю «разведывательную и учебную работу по согласованию с губернаторами провинций».
В начале апреля 1935 года было основано «Социалистическое объединение рабочих» (SAG), которое задумывалось как политическое представительство интересов рабочих в рамках Ватерлендского фронта. Ö. A. A. посылала в SAG цеховых уполномоченных. Однако после того, как в июне 1935 года у издательства Gsur была отозвана лицензия на публикацию Aktion, Ö. A. A. в знак протеста вышла из SAG, что фактически означало конец Aktion Winter. 24 октября 1936 года Винтер был снят с должности бургомистра в связи с подписанием июльского соглашения с национал-социалистической Германией.
Побег из Вены
За несколько дней до аншлюса в марте 1938 года Эрнст Карл Винтер бежал в Швейцарию по настоятельному совету Ганса Кельзена. Ему пришлось на время оставить свою семью. Когда 14 марта 1938 года гестаповцы пришли в дом семьи Винтер и не смогли найти Эрнста Карла, они забрали в полицейский участок его старшего сына Эрнста Флориана. Однако, благодаря хорошим политическим связям семьи, мать Маргерете смогла договориться о возвращении сына домой в тот же день.
Через несколько дней Эрнст Карл позвонил своей жене в Вену и попросил её вместе с восемью детьми немедленно присоединиться к ним в Швейцарии через Форарльберг. Но они также были проинформированы Швейцарским Федеральным Советом о том, что в отношении их семьи существует запрос на экстрадицию в национал-социалистическую Германию. Поэтому, при поддержке французского министра Жозефа Поль-Бонкура, они бежали дальше во Францию, откуда смогли добраться до Англии с помощью корреспондента лондонской газеты Times.
По пути они посетили семью Габсбургов в Стиноккерзееле. На самом деле, семья Винтер хотела остаться в Великобритании, но тамошнее правительство это запрещало. По этой причине, а также по совету Освальда Редлиха и Ханса Кельзена, Эрнст Карл Винтер решил эмигрировать со своей семьёй в США.
Изгнание
В октябре 1938 года семья Винтеров, наконец, добралась на корабле до Нью-Йорка, став одной из первых нееврейских семей-эмигрантов.
Поскольку все прибывшие очень тосковали по дому, а австрийских клубов в то время не было, многочисленные эмигранты встречались почти каждое воскресенье в доме Винтеров на австрийских вечерах. В начале 1939 года Эрнст Карл Винтер основал первый беспартийный национальный комитет в Нью-Йорке, Австрийско-американский центр.
Он организовывал регулярные демонстрации и марши и выпускал еженедельные публикации. Деятельность этой группы была очень позитивно воспринята Конгрессом США, что являлось большим преимуществом для всех изгнанных австрийцев, помимо прочего, в выборе работы и учёбы. Эрнст Карл Винтер получил профессорскую должность в Нью-Йорке.
Рукопись книги «История австрийского народа»
Во время войны Винтер написал книгу под названием «История австрийского народа» (Geschichte des österreichischen Volkes), для которой, однако, он не нашёл издателя; рукопись была напечатана только в 2018 году. Речь идёт о социальной истории, в которой Винтер хотел показать, чем австрийское население отличается от немецкого: Винтер представляет «ту форму австризации, при которой ретороманцы, словенцы и баварцы стали новым народом, использующим немецкий язык в качестве лингва франка».
Позднее возвращение в Австрию
После 1945 года надежды Винтера стать профессором в Граце рухнули. В марте 1946 года он отправил письмо Виктору Матейке о возвращении в Австрию. Только в 1955 году он вернулся с семьёй и преподавал в Вене в качестве лектора. В последние годы своей жизни он всё больше занимался вопросами религии. Эрнст Карл Винтер был похоронен на кладбище Герстхоф. Его сын Эрнст Флориан Винтер обозначил делом своей жизни продолжение интеллектуального и политического пути своего отца.