Thursday, November 21, 2024

Richtstättenweg Passeggen — чёрная страница в истории Австрии

Одной из самых мрачных и страшных страниц в истории Лунгау является преследование и сожжение ведьм. Richtstättenweg Passeggen — это тропа к месту казни на Пассегген, недалеко от Тамсвега, которая позволяет увидеть давно ушедшую эпоху в оригинальных местах и попытаться примириться с ней, не обвиняя тогдашнее общество. Сегодня в преддверии важного христианского праздника мне хотелось бы рассказать историю того, чем может быть религия, если она становится важной составляющей государственной власти. Всё же Россия сегодня выбирает как раз этот опасный для человечества путь, всячески ужесточая риторику Русской православной церкви. 

Австрия — важная страна для развития христианства в Европе, так как около 2000 лет назад эти земли напрямую подчинялись Римской Империи. Христианство, вероятно, пришло в римские провинции Раэтия, Норикум и Паннония во II веке через солдат. О присутствии христиан свидетельствуют чудо дождя в Мархфельде (около 173 года) во время Маркоманнских войн и мученическая смерть святого Флориана (около 304 года). 

Начиная примерно с 400 года различные германские племена, большинство из которых были арианами, в период миграции вторглись в Дунайский регион. Около 450 года святой Валентин работал в Бойотро (Пассау), святой Северин основал монастырь в Фавианисе (Маутерн) и помогал населению. После смерти Северина римляне в 489 году ушли из областей к северу от Альп (Ufernoricum). На юге церковные структуры в королевстве Одоацера (с 476 г.) и в Остроготском королевстве (с 493 г.) остались, в основном, нетронутыми. Но к чему это привело через какие-то 1000 с небольшим лет, мы теперь знаем из воспоминаний и множества свидетельств.  

Тропа к месту казни на Пассегген посвящена истории преследования ведьм и юрисдикции в Лунгау. Место казни и место сожжения, где публично сожгли ведьму Штаудингер и всех других предполагаемых ведьм и колдунов, сегодня являются памятными местами и сохранились в первозданном виде. Именно это и делает данный маршрут таким особенным и уникальным, ведь в Европе нет ничего подобного. Пассегген — это небольшой холм между городами Тамсвег и Санкт-Андре.

Всё сверхъестественное требует объяснения… или нет. Чтобы обсудить историческую сущность «ведьмы», можно обратиться к римской или греческой древности. Но нам всегда важно установить связь между обществом, средой обитания и духом времени, чтобы понять эти закономерности. Имели ли магические культы германцев какое-либо отношение к «ведьмам»? Были ли «ведьмы» древности тем же самым, что и «любовные волшебницы» римлян? Действительно ли немецкое слово Hexe («ведьма») происходит от слова hagazussa, что означает что-то вроде «существо, сидящее в живой изгороди»? 

Историческая литература как никогда пытается прояснить значение слова «ведьма». Но это зависит от интерпретации: красивых женщин с длинными рыжими волосами, знавших о лекарственных травах, или акушерок казнили как ведьм. Возможно, это больше точка зрения современного феминизма? Является ли ведьма посредником между миром живых и мёртвых? Наделённая сверхъестественными способностями, она может вызывать духов и исцелять руками все недуги — её за это преследовали и казнили? 

Для себя этот образ определила эзотерика. Дело в том, что казнили и сжигали как мужчин, так и женщин, а многие из них даже дожили до глубокой старости. Не имело значения, знали ли они о лекарственных травах, могли ли говорить с мёртвыми или обладали сверхъестественными способностями — любого могли разоблачить, арестовать, подвергнуть пыткам и казнить. Самым коварным в данном случае были судебные процессы, которые практически не оставляли шансов на справедливость, ведь если тебя обвиняли в колдовстве, спасения не было. Мне кажется, что для истории России это довольно понятные примеры. 

Определение Hexe

Термин Hexe («ведьма») в том смысле, в котором мы используем его сегодня, впервые приобрёл своё значение в XV веке — и притом резко негативное, ужасное. История связана как раз с нашей сегодняшней темой Richtstättenweg Passeggen, или «Ведьмина тропа Пассегген», так как именно это место упоминается в качестве зарождения данного значения. С течением времени природа зарастает местами жестоких казней невинных людей. Слишком часто следы между правдой и мифом становятся размытыми.

Как сказал историк Ларс Бёрнер в своей книге Hexen, Mythos und Wirklichkeit: «Только когда мы понимаем эпоху раннего модерна со всеми её социальными, интеллектуальными и философскими изменениями, с историческими и политическими поворотами, с экзистенциальными кризисами, войнами, голодом и эпидемиями, возможно понять возникновение концепции ведьм и веры в ведьм». И это важно учесть, чтобы ярче представить причины появления этого феномена. 

До Средних веков колдуны и ведьмы оставались маргинальным явлением. Однако в XII и XIII веках злоупотребления в церкви, особенно во Франции и Северной Италии, вызвали ереси до такой степени, что папа Григорий IX в 1232 году объявил отступничество достойным смерти и передал преследование еретиков инквизиции. Христианские князья по всей Европе вскоре последовали его примеру и классифицировали ересь как величайшее преступление. С тех пор доминиканцы (орден, стоявший за инквизиторами) выслеживали еретиков и передавали их государственной системе правосудия для казни.

Папа Александр IV решил в 1260 году, что колдовство должно быть приравнено к ереси и преследоваться инквизицией. И он наградил доминиканцев третью конфискованного богатства у еретиков, ведьм и колдунов. Как говорится, «борьба борьбой, но вот деньги всё же нужно зарабатывать». 

Теология впоследствии предоставила научное обоснование: без договора с дьяволом колдовство невозможно, поэтому вредные заклинания также являются ересью и, следовательно, достойны смерти. Ветхий Завет называет дьявола противником Бога, чьё всемогущество заключается в том, чтобы держать дьявола под контролем или позволять ему беситься. Такое толкование Библии породило теорию о том, что дьявол хотел уничтожить христианский мир. Для этого ему как «духовному» существу нужны физические люди, которых он заманивает в договор всевозможными обещаниями. Договор с дьяволом скрепляется подписью собственной крови на документе. Отныне ведьма или волшебник совершает злодеяния, которые прикажет дьявол. Это подогревало страх перед дьяволом и подчинёнными ему ведьмами и волшебниками.

«Ведьма» , Альбрехт Дюрер , около 1500 г.

Книга Der Hexenhammer («Молот ведьм»)

«Молот ведьм» — это книга, которая с 1486 года служит инструментом для преследования, ареста, пыток и убийств предполагаемых ведьм и колдунов. Она основана на страшных историях и в своём «Уголовном кодексе» советует всем судьям-колдунам «пренебрегать правовой системой ради веры», лгать и мошенничать, «использовать обманные средства» и даже подделывать документы, чтобы осудить обвиняемого. 

По мнению авторов, дьявол пытается обмануть людей. Особенно выделяется презрение к женщинам, в частности, к Еве, что подчёркивается в аргументе, что она более всех подходит в качестве «медиума» дьявола для нападения на христианский мир. Благодаря изобретению печатного станка это опасное произведение вышло 29 изданиями и стало самым важным текстом и образцом для преследования ведьм на протяжении двух столетий. 

Два немецких автора — Генрих (Инститорис) Крамер и Якоб Шпренгер — доминиканцы, доктора богословия и отъявленные инквизиторы — убедили папу Иннокентия VIII издать в 1484 году печально известную «Буллу о ведьмах». В ней сокрушались о вреде, якобы причинённом ведьмами. Эта булла уполномочивала инквизиторов принимать суровые меры против еретиков и ведьм. Любая форма магии и суеверий доказывала отступничество и, следовательно, являлась смертным грехом. 

Важно помнить о взглядах на мир, существовавший до эпохи модерна: в сознании людей реальный и потусторонний миры составляли единство. С данной точки зрения несоблюдение закона не только нарушало мирской порядок, но и глубоко оскорбляло Бога. Божественное возмездие — такова была особенность этого мировоззрения — обрушивалось не только на одного нарушителя закона, но и на всё общество в виде коллективных наказаний, таких как голод, землетрясения, эпидемии или войны. Чтобы избежать подобной кары, арест нарушителей закона был неотъемлемой обязанностью государя.

Если следовать этой точке зрения, то неудивительно, что богохульство также классифицировалось как тяжкое преступление, которое должно было повлечь за собой смертную казнь.

Эпидемии, голод и нищета

Из истории процессов над ведьмами доказано, что ухудшение климата было напрямую связано с преследованием ведьм. Выживание общества в то время зависело от успешного ведения сельского хозяйства. Люди боялись лишь неурожая. Сильный град, бури и наводнения, экстремальная засуха и снег летом воспринимались как божья кара. В эпоху раннего модерна подобные погодные явления случались часто, и вину за них возлагали на ведьм. Как объяснить тот факт, что собственное поле было уничтожено градом, а поле «неугодного» соседа осталось целым? Поэтому погодная магия (incantatio tempestatum) считалась страшным тайным искусством ведьм и, следовательно, делом рук дьявола.

В попытке предотвратить беду использовались всевозможные знаки, символы и талисманы. Если приближалась сильная буря, звонили в церковные колокола, чтобы отогнать демонов и ведьм, скрывающихся в тёмных тучах. Друидские ножи втыкали в землю, чтобы вызвать дождь. Устанавливали погодные кресты или вырезали на столах и колыбелях ногу Друда (знак защиты от злых демонов). Если удавалось предотвратить бурю, или если после долгой засухи снова шёл дождь, для людей того времени это было знаком, что чары удалось отвести, и что Бог восстановил порядок. Если же устранить проблему не удавалось, то явление расценивалось просто как сила природы.

Штурм каузинцев в Лунгау

Чтобы понять, что за трагедии разворачивались в те времена повсюду в Европе, сделаем небольшой экскурс в историю мест, расположенных рядом с Richtstättenweg Passeggen. Само происшествие имеет меньше отношения к преследованию ведьм, а больше свидетельствует о том, как суеверие может привести к жестокому поведению.

В День Тела Христова в 1645 г. настроение крестьян из Мариапфаррера и Санкт-Андре было накалённым. Сидя за кружками пива после окончания большой процессии, некоторые группы полушёпотом и тайком переговаривались друг с другом, вынашивая недобрые мысли и намерения. Они были крайне недовольны. 

Князь Парис Лодрон сильно повысил налоги для жителей. (Парис Лодрон потратил много денег на поддержание мира в Зальцбургском архиепископстве перед Тридцатилетней войной). Кроме того, в Лунгау долгое время не было дождей, поэтому крестьянам приходилось беспокоиться об урожае. В этом году ситуация была тем более трагичной, что в предыдущие годы уже случались неурожаи из-за заморозков. 

По мнению фермеров, кто-то должен был быть виноват. И они думали, что знают: виноваты капуцины, которые строили свой монастырь в Тамсвеге! Они закапывали в стены фундамента магические вещества, чтобы уберечься от дождя и не мешать строительству. Нечто подобное наблюдалось и при строительстве монастыря капуцинов в Вене. Маленький рыжий человечек с белой бородой посоветовал крестьянам облить новое здание водой, чтобы отогнать эту погодную магию. 

По словам крестьян, после прихода капуцинов год был неурожайным. Их вдруг стали считать магами и колдунами и винить в неурожаях последних лет. В тот вечер несколько десятков фермеров собрались, чтобы отомстить капуцинам. Во главе с Блазиусом Хинтербергером, фермером Шрёкером из Брукдорфа, они вышли на Тамсвег с саблями, палками и барабанами. 

По дороге из Мариапфарра в Тамсвег разъярённая толпа выросла примерно до 150 человек. Некоторые из бунтовщиков прорвались на рынок и сначала напали на дом капуцинов с «ужасной яростью, руганью, бранью и богохульством», разбив окна и угрожая убить их. Затем толпа направилась к месту строительства нового монастыря, прорвалась через ограду, разбила сундуки с раствором, опустошила корыта с водой и бросила в корыто пытавшегося сопротивляться рыночного судью Блазиуса Лассахера. 

Озверевшие крестьяне угрожали поджечь жителей Тамсвега и забили капуцинов до смерти. После того как стены фундамента обильно полили водой, нравы наконец успокоились, и крестьяне снова ушли после этого ночного злодеяния. Смотритель Мушама был вынужден отправить подробный отчёт об этих инцидентах принцу Парису Лодрону. Чем-то мне это напоминает современные истории про боевых комаров из Украины. 

Большая часть таких бунтов заканчивалась тем, что в обществе просто выбирали того, кого называли колдуном или ведьмой, а дальше их ждали пытки и Richtstättenweg Passeggen. Сколько всего людей погибло в этих местах — не ясно. Но сам факт того, что делали религия и люди всего лишь 400 лет назад, просто поражает. А что думаете вы о традициях, религии и истории?

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com