Много лет назад я услышал одну из самых душевных композиций от незнакомого мне тогда Маастрихтского оркестра. Это была всемирно известная классическая музыка Libertango. Исполнял её тот самый оркестр, который уже много лет возглавляет Андре Рьё. И когда я увидел объявление о том, что он будет снова выступать в Вене, то решил обязательно попасть на это представление лично.
Андре Рьё создаёт не просто музыкальный концерт — он стремится создать шоу, которое всегда имеет основную программу и некоторые отличительные черты в зависимости от места, где выступает данный артист. Вена — один из самых популярных городов Европы, и Андре Рьё обычно здесь даёт множество концертов, но почему-то я узнавал о них чаще всего после того, как они проходили, или все билеты были уже распроданы заранее.
В 2023 году Андре Рьё решил, что нужно давать несколько концертов, так что билеты стали более доступными. Нужно отметить, что та самая Европа, которая по уверению «Первого канала» вот-вот умрёт, покупает билеты по 100 — 200 или даже 500 евро так быстро, что просто удивляешься их финансовым возможностям.
Андре Рьё выступал в том же самом зале, где не так давно проходил другой прекрасный концерт — Стинга. Это большой зал на 16 000 зрителей, который обычно заполнен до самого краю.
Так как Вена — одна из культурных столиц Европы, ещё за час до начала концерта ко входу в Винер Штадтхалле выстроились аккуратные ровные линии из очередей. В Австрии народ невероятно самоорганизован и педантичен.
Никто не лезет вне очереди, не толкается, и ты не испытываешь какого-то стресса. Кстати, на мой взгляд, благодаря этой самоорганизации зрители проходят в зал куда быстрее, чем в России. У меня это заняло от силы 3 — 4 минуты.
Как это характерно для Австрии, несмотря на то, что мероприятие является культурным, очередь за алкогольными коктейлями здесь была весьма длинной. Всё же у местного населения есть небольшая тяга к объединению пищи духовной и лёгкости на сердце об бокала шампанского. На мой взгляд, это связано с тем, как значительная часть населения страны постоянно контролирует и частично подавляет свои эмоции. Возможно, бокал чего-то алкогольного придаёт им больше расслабленности.
Зал был практически полный ещё до начала концерта. Большая часть зрителей разменяла свой 7-ой или 8-ой десяток лет. Но это не останавливало их в том, чтобы купить не самый дешёвый билет, приодеться и прийти зимой на это великолепное представление.
Шоу началось вовремя и без каких-либо предварительных звёзд. Всё же это больше концерт классической музыки, хоть и сделанный в поп-стиле.
Как это часто бывает на концертах Андре Рьё, весь оркестр вышел под композицию Entry of the Gladiators. Интересно, что есть некоторая помпезность в их выходе через весь зал, но этот стиль сразу же настраивает тебя на тот лад, что приехали короли или императоры.
Для меня было удивительно, насколько хорошо Андре Рьё говорит на немецком языке: у него он приятный, разборчивый, простой и понятный практически всем. После продолжительного приветствия началось волшебство.
Маастрихтский оркестр — довольно известное в шоу-бизнесе явление. Их узнаваемый внешний вид и попытка любую музыку превратить в классическую вызывают не только умиление, но и немало сарказма и колких замечаний от тех людей, кому очень нужно признание. Мне же концерты Андре Рьё нравятся, хотя я сам замечаю в некоторых местах наигранность и мелкие нестыковки. Всё же у шоу есть свои правила и допуски.
Одной из первых композиций в исполнении оркестра была Blaze Away. Она хорошо продолжала витающее в зале настроение лёгкости и веселья. Это быстро отвлекает от рабочей рутины и мелких бытовых вопросов, от которых ты вырвался буквально час назад.
Дальше Андре Рьё начал включать в свой концерт венских зрителей, которые обычно сдержанные и спокойные в проявлении собственных эмоций. Чтобы знаменитая Volare зазвучала по-новому, на сцену вышли три тенора, а сам Андре Рьё сообщил залу о том, что сейчас мы будем петь все вместе.
Далее итальянская часть концерта была продолжена не менее знаменитой Funiculi Funicula. Музыка, которую я знал с детства, сегодня звучала передо мной в исполнении одного из самых популярных в мире оркестров. Невероятно душевно!
После настроение концерта немного изменилось, и прозвучала одна из знаменитых песен на английском — This Land is Mine. Её также исполняли три тенора с симфоническим оркестром. Данная музыка буквально проникала в сердце.
После этого нас порадовали композицией, которую я часто слышал дома на кассетах у бабушки и дедушки — Ballade pour Adeline. Хотя это музыка 70-х годов, она звучала, как прекрасное классическое произведение.
После была нежная и спокойная The Rose в исполнении уже другого трио, и хотя это прекрасная песня, но мне всё же хотелось бы сосредоточиться на том, как развивалось само шоу. А посмотреть ведь было на что.
Через весь зал к сцене медленным шагом вышел целый оркестр музыкантов, играющих на волынках. Столько волынок одновременно я в своей жизни ни разу не слышал. Такое сложно забыть. Scotland the Brave начала следующий блок этого вечера.
Андре Рьё представил композицию, которую я лично не знал до этого времени, — Highland Cathedral, перенёсшую нас сразу же в Шотландию. Думаю, что нет смысла описывать, насколько это завораживающее действо.
А дальше нас перенесли из Шотландии в Австрию, буквально в дворец Шёнбрунн. Ведь началась классическая Tanzen möcht ich Schönbrunn Palace. Это точно смогло порадовать венского зрителя, который, как мне кажется, из последних сил старался быть сдержанным и стойким, не поддаваясь на музыкальные провокации данного концерта.
После чего начался антракт, который продолжался около получаса. Возвращались люди не так быстро, как это было в начале концерта. Хотя звонок прозвучал три раза, многие не торопились на свои места. Видимо, расслабились. А ведь музыка уже началась, и мы всё ещё были в Шёнбрунне.
Андре Рьё несколько раз отметил, что в его оркестре на сегодня присутствуют музыканты из 60 стран мира. Выступая на сцене, он говорил о том, что музыка, обмен культурой и традициями — лучшие способы понять друг друга. Уметь быть открытым к новому — это важная составляющая нашего разнообразного мира
И тут получилось интересное. На сцену вышел ещё один коллектив, состоящий из людей, которых сегодня почему-то часто называют афроамериканцами. Хотя на самом деле они просто выходцы из разных стран Африки. Их творчество я бы охарактеризовал как смесь джаза, блюза и церковной музыки. Но, на мой взгляд, это действительно безумно красиво и за минуту вводит тебя в какой-то невероятный музыкальный транс.
Как мне показалось, это немного не подошло венской публике. Всё же этот африканский музыкальный блок состоял из нескольких песен, и все выступающие всячески старались завести зал, чтобы зрители как-то принимали участие. Но, увы, австрийский зритель не такой. Он вёл себя довольно скромно.
После культурного шока, связанного с музыкой несколько отличной от венской, Андре Рьё вернул зрителей к знакомой классике. После звучала Rigoletto, Caro nome che il mio cor, если верить Google. Я это произведение не знаю, однако то, как оно было блестяще исполнено, забыть практически невозможно.
Но Андре Рьё подготовил и ещё один сюрприз. Специально для венского концерта он сыграл An der schönen blauen Donau. И тут зал в первый раз начал аплодировать во время самой музыки. Зрители, как их и просил маэстро, выходили для того, чтобы станцевать прямо в проходах зала. Он смог всё же растопить сердца венцев и сделал это как нельзя лучше.
А после сразу же зазвучала известная на весь мир композиция Bolero, которую можно слушать буквально всю свою жизнь, и она не надоест. Чарующая музыка!
Последней стала классика от Иоганна Штрауса — Марш Радецкого, который, кстати говоря, был представлен в Вене в честь возвращения войск и подавления восстания в Италии. Можно сказать, что это часть истории Австрии.
Но композиция оказалась далеко не последней на сегодня. Позже зал встал и аплодисментами не отпускал Андре Рьё со сцены. Конечно, это была запланированная часть, но в тот момент всем это нравилось.
Можно уже было подойти к сцене и почувствовать себя по-настоящему на концерте, что я и сделал. Тем более зазвучала Libiamo — невероятно душевная песня, которая приятно объединяет зал и зрителей. И дальше было какое-то доброе безумие.
Звучала Elvis Presley — Can’t Help Falling In Love в исполнении хора и оркестра, что просто сводило с ума зрителей, которых Рьё уже влюбил в себя полностью.
Дальше были ещё Amazing Grace и песня Marina, но всё это уже происходило под стоящий от радости венский зал, который овациями признавался в любви Андре Рьё и всему коллективу, что выступали перед нами около 2 часов.
Закончился концерт позже, чем планировался, и это был приятный сюрприз. Дедушки и бабушки, пришедшие несколько грустными вначале, светились от счастья и много смеялись, обсуждая друг с другом какие-то темы. Вообще царила тёплая, дружеская атмосфера, которую нам создал Андре Рьё в тот тёмный ноябрьский вечер.
Этот концерт кардинально отличился от всех предыдущих, что я посетил за 2023 год. Он был своего рода поп-концертом для тех, кому за 70 лет. И это же прекрасно. Было там много улыбок и самых тёплых чувств. И я верю, что это мгновение в жизни я запомню надолго.