Grottová stěna и Сад Валленштейна (чеш. Valdštejnská zahrada) – одно из самых значительных зданий чешского раннего барокко. Он находится в Малой Стране Праги и является частью территории Валленштейнского дворца, где располагается Сенат Парламента Чешской Республики. Общедоступный сад в итальянском стиле, разделенный стрижеными живыми изгородями, оснащен водными объектами (бассейн, фонтаны), скульптурными украшениями, стеной грота и монументальным salle terrena. Время от времени здесь проводятся концерты и выставки.
Сад был построен параллельно со строительством дворца и первоначально был выдержан в итальянском стиле. Его деление, вероятно, было аналогично квадратному делению сада в Валдице близ Йичина. Уже в это время он включал в себя пруд, в центре которого был не остров со статуями, а, вероятно, фонтан. В XVIII веке сад был преобразован в более естественную форму, а после реконструкций в 1950-х и 1990-х годах его внешний вид стал ближе к первоначальному замыслу.
Художественное оформление сада Валленштейн поручил бывшему императорскому скульптору Рудольфу II. Адриан де Врис. Он создал уникальный комплекс статуй, скульптур и фонтанов, сочетающий в себе замечательную эстетику маньеристского типа с динамизмом зарождающегося барокко. Статуи были разграблены шведскими войсками в 1648 году и вместе с другими работами скульптора перенесены в сады королевского дворца в Дроттнингхольме. Только в 1910-1913 годах были сделаны их копии (без мастерского шиканья Вриса), и сад был украшен ими (в их нынешнем расположении) во время реконструкции после 1953 года.
Большой ансамбль Вриса, представленный, по крайней мере, в копиях, является важным примером масштабных концепций металлических изделий, которые будут редки в этой стране в последующий период XVII века. Одновременно с тем, что эти работы прочно ассоциируются с архитектурно оформленными фонтанами, они также являются первыми свободными скульптурами под открытым небом. Все они демонстрируют сознательную преемственность с античностью, но также и в подвижной форме обнаженной натуры, смоделированной для взгляда с разных сторон. Учитывая окружающее пространство, художник составил их в ширину, а не вытянул в высоту. Это и массивная пластика отличают их от его ранних работ и произведений для Рудольфа II.
В своих поздних работах голландский скульптор Адриан де Врис, воспитанный во флорентийском маньеризме, достиг художественных задач, характерных для скульптуры барокко, как в чувственности и прочности его групп, так и в их подвижности в пространстве.
![](https://www.emigrants.life/wp-content/uploads/2018/12/2018.10.28-Sala-terrena-Вальдштейнский-сад-Прага-Чехия.-Апрель-2013.jpg)