Лазарь Фрейхерр фон Гелленбах — интересный исторический персонаж своего времени. Богатый и знаменитый, он занимался тем, во что верил, довольно рано уйдя в науку. Пусть многие из его идей были ошибочными и даже опасными, но этот человек смог посвятить свою деятельность поискам себя и делился личными наблюдениями. Такие люди, как он, сильно повлияли на тот мир, который мы увидели в начале XX века. Но давайте узнаем обо всём по порядку.
Лазарь Фрейхерр фон Гелленбах
Лазарь Фрейхерр фон Гелленбах (нем. Lazar Freiherr von Hellenbach), также Лазарь Барон фон Гелленбах и Лазарь Фрейхерр Гелленбах фон Пачолай, был австрийским политиком, философским и общественно-политическим писателем, а также одним из самых известных оккультистов своего времени. Его работы считаются первой хорошо продуманной попыткой разработать философию, основанную на парапсихологических наблюдениях.
Происхождение
Семья Гелленбах первоначально называлась Чех и происходила из Словакии. Впервые они упоминаются в начале XVI века. Братья Даниэль и Иеремиас в 1643 году были возведены в австрийское имперское рыцарское достоинство. В 1651 году семья получила титул Гелленбах, который стал их фамилией, а в 1702 году им был пожалован титул имперских баронов. Лазарь был единственным выжившим сыном Вильгельма фон Гелленбаха от его брака с хорватской дворянкой Марией Адамивич Чепинской. Вильгельм руководил частным оркестром, с которым много путешествовал. Его жена жила в Вене, где также рос Лазарь фон Гелленбах.
Жизнь
Лазарь барон фон Гелленбах родился 3 сентября 1827 года в замке Пачолай в округе Нойтра. Уже в 1842 году он начал изучать право и камеральное дело в Праге, которое закончил в 1846 году. Гелленбах также изучал философию, естественные науки и классическую литературу. В 1848 году он служил лейтенантом в венгерском полку. Затем он продал поместье Пачолай и переехал в поместье Светы Елены в Хорватии, принадлежавшее семье его матери. В 1851 году Гелленбах взял на себя управление этим поместьем и женился на Клотильде Елачич. В результате он получил во владение замок недалеко от Марии Бистрицы, который и сегодня принадлежит семье и известен как «Замок Гелленбах».
В 1860 — 1867 гг. Гелленбах заседал в хорватском парламенте, где выступал за объединение с Венгрией как умеренный унионист и либерал. Разочарованный хорватско-венгерским компромиссом, в 1868 году он ушёл из политики. С 1869 года он жил в Вене и посвятил себя научным исследованиям и публикациям в качестве частного учёного. Будучи неутомимым публицистом, Гелленбах написал ряд статей, брошюр и книг по экономическим, политическим, социальным и философским вопросам. Он вернулся в Хорватию в 1885 году. Его последние эссе появились в теософском журнале «Сфинкс» (Sphinx).
Предположительно, Гелленбах умер от инсульта в Ницце в 1887 году. Однако, по словам его внучки Хелены Гелленбах, он покончил с собой после того, как проиграл своё состояние в казино Монте-Карло, полагаясь на личную безопасную систему чисел.
Философия
По словам философа Ольги Плюмахер, Гелленбах был настоящим «шопенгауэрианцем». Он принял динамический взгляд Шопенгауэра на материю и проводил чёткое различие между душой и сознанием. Последнее он рассматривал как функцию мозга, которая умирает со смертью. В отличие от этого, он приписывал душе трансцендентные свойства, позволяющие ей пережить физическую смерть человека.
«Душа — это ничто простое, ничто нематериальное, ничто метафизическое; что ещё она собой представляет, откуда берётся, как появляется на свет, мы не знаем, хотя бы потому, что никогда не сможем этого постичь. Мы должны довольствоваться знанием того, что человек — это временное проявление души, которая, хотя, возможно, и не вечна, имеет существование иного рода, более длительное, чем мы можем постичь». (Лазарь Б. Гелленбах «Философия здравого смысла», стр. 268).
В качестве доказательства своих взглядов Гелленбах приводил существование спиритических феноменов. Он разработал теорию, где душа была «мета-организмом» между физическим телом и духовным «я», которое было бессмертным в четырёх- или нуль-мерной сфере и развивалось на основе опыта, полученного в своём воплощении. Рождение и смерть казались ему всего лишь изменениями в форме восприятия. Гелленбах перенял доктрину «четвёртого измерения» пространства у астрофизика Карла Фридриха Цёльнера, с которым он дружил. Гелленбах использовал её для объяснения паранормальных способностей и явлений, таких как ясновидение, телепатия и перенос мыслей. Его философия оказала влияние, в частности, на Карла дю Преля, который заимствовал у него идею «трансцендентального субъекта». В свою очередь, Гелленбах вывел свою этику из трансцендентальной природы человека.
В политическом плане философ симпатизировал либеральным и социалистическим идеям. Он заявлял, что выступает за «социализм будущего», который, однако, не должен навязываться ни снизу, ни сверху. В своей повести «Остров Меллонта» он изобразил общество, свободное от предрассудков, в стиле Жюля Верна и по образцу утопий Шарля Фурье. В 1883 году Гелленбах опубликовал ответ на работу Ойгена Дюринга «Еврейский вопрос» (1881 г.), где критиковал антисемитизм, объясняя предполагаемые еврейские черты через обстоятельства, в которых евреям приходилось жить. В то же время, как отмечает Ульрих Э. Бах, он принимал антисемитские стереотипы за факты и, например, характеризовал евреев как кочевых аутсайдеров. Основываясь на мальтузианских и социал-дарвинистских соображениях, Гелленбах также выступал за эвтаназию при определённых обстоятельствах, чтобы предотвратить перенаселение.
««Да, господа экономисты и законодатели, никакое виляние хвостом не поможет! Вы не можете выйти из этой дилеммы: либо Вы должны увеличить производство и улучшить социальную организацию, либо Вы должны безболезненно уничтожить жизнь и тем самым провести отбор лучших более гуманным и рациональным способом, чем борьба за хлеб насущный, которая не имеет таких же справедливых шансов, как борьба за существование в природе». (Л. Б. Гелленбах: «Предрассудки человечества», том 1, 3-е изд. p. 151 f).
Таким образом, Гелленбах оценивается неоднозначно. Удо Бензенхёфер считает, что призыв Гелленбаха разрешить убийство смертельно больных пациентов по требованию оказал влияние на Адольфа Йоста и его работу Das Recht auf den Tod (1895 г.). Гельмут Зандер считает Гелленбаха примером того, как не следует легко отождествлять «оккультизм» с националистическими идеями. В политическом плане Гелленбаха чаще можно было встретить на стороне социализма.
Спиритизм
Гелленбах был одним из самых выдающихся австрийских спиритуалистов своего времени и затрагивал оккультные явления в многочисленных философских трудах. Он выступал за научно-эмпирический подход в духе Аллана Кардека. Первый опыт общения с медиумом произошёл у Гелленбаха в 1857 году и произвёл на него неизгладимое впечатление. В последующие годы он использовал двух женщин в качестве медиумов и, предположительно, также общался с Шопенгауэром. В последующие десятилетия Гелленбах работал с некоторыми из самых известных медиумов XIX века, включая баронессу Адельму фон Вей и Лотти Фаулер, и сообщал о них. Он приглашал в Вену Генри Слейда, Карла Хансена, Уильяма Эглинтона и Гарри Бастиана и защищал их от обвинений в мошенничестве. Во время собственных экспериментов Гелленбах наблюдал движущиеся и плавающие объекты, призрачные явления и левитацию.
Однако особый ажиотаж вызвали сеансы, которые Гелленбах проводил с медиумом Бастианом при дворе в феврале 1884 года по предложению кронпринца Рудольфа и эрцгерцога Иоганна Непомука Сальватора. Оба Габсбурга поставили перед собой задачу разоблачить медиума. После того, как во время двух сеансов им не удалось ничего сделать, чтобы убаюкать медиума, они соорудили ловушку для «призраков» к третьему сеансу. Для этого они заперли двойную дверь между зрительным залом и комнатой, где находился медиум, на защёлкивающийся механизм. Таким образом, они поймали медиума в попытке представить призрачное явление. Гелленбах, тем не менее, защитил своего медиума, указав на то, что тот находился в трансе и, несомненно, материализовал духов до этого.