Thursday, November 21, 2024

Юра Зойфер — популярный в Австрии еврейский писатель родом из Харькова

Судьба Юры Зойфера — это сложное переплетение самых разных исторических событий, которые отразились на его детстве, юности и всей его недолгой жизни. Он боролся за то, во что верил, и своим примером показал, на что способен человек. 

Юра Зойфер

Юра Зойфер (нем. Jura Soyfer) был политическим писателем в Австрии 1930-х годов. Он публиковался в нескольких журналах и написал в общей сложности 5 пьес и 3 сохранившиеся сценки, которые исполняются и сегодня.

Его жизнь

Юра Зойфер родился 8 декабря 1912 года в Харькове (Харьковская губерния, Российская империя). Он был сыном еврейского промышленника Владимира Зойфера и его жены Любови Зойфер. В 1920 году семья бежала через Грузию и Константинополь и в 1921 году прибыла в Баден (Австрия), откуда позже переехала в Вену. 

Юра Зойфер начал учиться в десятилетнем возрасте в средней школе на Хагенмюллергассе в Эрдберге, которую он успешно окончил в 1931 году. В возрасте 15 лет Зойфер начал изучать социалистические труды и стал убеждённым марксистом, что крайне неожиданно, если учитывать факт бегства семьи из России, захваченной большевиками. В 1927 году он вступил в Ассоциацию социалистических учеников средней школы и был вовлечён в агитпроп-группу Blaue Blusen. Поскольку в семье говорили на русском, французском и немецком, у Зойфера быстро развилось чутьё и любовь к языку. 

В 1929 году он стал членом политического театра-кабаре социал-демократов. Там он получил свой первый опыт в написании сценок. С декабря 1931 года политические сатиры Зойфера еженедельно появлялись в газете Arbeiter-Zeitung и в социал-демократическом еженедельнике Der Kuckuck. Он также написал 2 статьи для Politische Bühne, в которых призывал к политизации театра и отказу от простого отвлечения и развлечения. В этом отношении Зойфер был близок к эпическому театру Бертольта Брехта.

После февральских боёв 1934 года Юра Зойфер вступил в нелегальную KPÖ, писал листовки и начал работу над своим романом So starb eine Partei. Этот роман, от которого сохранился лишь фрагмент, был расправой с австрийскими социал-демократами, чья политика в феврале 1934 года привела к поражению. В 1935 году Зойфер через Ганса Вайгеля познакомился с Леоном Аскиным, который работал актёром и режиссёром в венском театре ABC, где было поставлено большинство пьес Зойфера. Эти небольшие художественные сценки, вмещавшие менее 50 человек и не подпадавшие под действие авторитарного закона о театре, открывали минимальные возможности для кабаре и театра.

В 1937 году Зойфер был арестован из-за путаницы с неким Зайделем (на самом деле Францем Мареком, ведущим функционером Коммунистической партии). Когда выяснилось, что против Зойфера имеется достаточно компрометирующих материалов, даже с учётом его критических пьес, он был заключён в тюрьму на 3 месяца. 17 февраля 1938 года он был освобождён в рамках амнистии для «политических заключённых» на 26 дней. 13 марта 1938 года — на следующий день после аншлюса — он был арестован австрийскими чиновниками в Гаргеллене, когда пытался уехать на лыжах в Швейцарию.

Сначала Зойфера отправили в муниципальный центр содержания под стражей в Санкт-Галленкирхе, в районе Блуденц. 16 марта 1938 года он предстал перед провинциальным судом Фельдкирха, который 18 марта 1938 года принял присягу фюрера. 23 июня 1938 года Зойфер был перевезён в концентрационный лагерь Дахау, а осенью — в концентрационный лагерь Бухенвальд, где умер от тифа 16 февраля 1939 года. К тому времени его родители, эмигрировавшие в США, уже прислали показания под присягой, а документы об освобождении были подписаны. Его останки были кремированы в концлагере Бухенвальд, а прах позже перевезён в Нью-Йорк и захоронен Еврейской ассоциацией свободных захоронений на Статен-Айленде.

Творчество

С начала 1932 до 1934 года Зойфер регулярно публиковал в газете Arbeiter-Zeitung стихи, посвящённые текущей политической ситуации. После поездки в Германию летом 1932 года он также неоднократно писал против национал-социализма, причём его поэзия была как призывом к бдительности и сопротивлению, так и сатирой и тривиализацией политического противника. 

После создания корпоративного государства в 1934 году Зойферу стало труднее публиковаться; только в 1935 году он снова стал писать для воскресного выпуска Wiener Tages. Кроме того, некоторые песни и стихи были интегрированы в его пьесы; к ним относятся Moritat im Paradies в Der Lechner Edi schaut ins Paradies (1936), Vagabundenlied в Astoria или Ballade der Drei в Broadway Melodie 1492 (1937).

Премьера первой пьесы Зойфера Der Weltuntergang oder Die Welt steht auf kein’ Fall mehr lang состоялась в начале лета 1936 года и была отменена 11 июля 1936 года. В ней показано человечество перед апокалипсисом, разрушением мира кометой — изображено жестокое подавление восставших масс и заблуждение, в котором люди ждут конца света. В итоге у кометы не хватает духу уничтожить Землю, что придаёт пьесе позитивный финал, но в то же время подчёркивает бессодержательную неисправимость и глупость человечества. Подзаголовок является аллюзией на песню кометы в пьесе Иоганна Непомука Нестроя Lumpazivagabundus.

Вторая пьеса, Der Lechner Edi schaut ins Paradies, которая шла в театре Literatur am Naschmarkt с 6 октября 1936 года по 6 января 1937 года, рассказывает о безработном, отправлявшемся с помощью машины времени в прошлое на поиски виновника своих несчастий. В конце концов, он обнаруживает, что виновником является изобретение человека. Пьеса заканчивается призывом принять решение, в том числе политическое. Здесь Зойфер совершает скачок от пафоса к кабаре — элементу политической критики.

В своей третьей пьесе, Astoria, Зойфер выдвигает в качестве проблемы концепцию отечества, которая была распространена в Австрии с 1918 года. Астория — это вымышленная страна, с которой связаны надежды и чаяния главных героев. Их мечты неоднократно разбиваются о невозможность осуществления. Это становится ясно в конце пьесы благодаря хвалебной песне, которую актёры поют об этом месте, в то время как на самом деле их увозят в тюрьму.

В 1937 году Зойфер написал произведение Vineta. В ней он отходит от всех традиций народной пьесы и показывает абсурдность сюжета и языка, которые неизбежно ведут к пропасти и разрушению. Пьеса тематизирует протест против обстоятельств, воспринимающихся как неизменные. Vineta — это предупреждение против войны и иллюзий, которые создаются для угнетения людей. Пьеса также дважды ставилась в качестве радиоспектакля.

Broadway Melodie 1492 — произведение, написанное Зойфером в 1937 году для театра ABC. Это адаптация пьесы Kolumbus Курта Тухольски и Уолтера Хазенклевера. Зойфер перенял сатиру на духовенство и придворное общество, но его политическая социальная критика гораздо более радикальна. С точки зрения представителей низшего класса, Broadway Melodie 1492 — это классическая народная пьеса, в которой становится ясно, что низшие социальные слои превосходят или, по крайней мере, должны превосходить правящий класс.

Сохранились также 3 другие сцены. На уроке истории в 2035 году учитель спрашивает своих учеников о «неосредневековой эпохе» (Вена 1930-х годов). Видение будущего изображает время самого Зойфера как варварское и отсталое; например, ученик не может ничего сказать о культурной жизни, на что профессор отвечает: «хорошо, садись». Изображения вокруг тележки с сосисками 1937 года показывают 2 венцев, философствующих о политической ситуации в Европе, хотя и говорящих о тележке с сосисками; Зойфер использует для этого двусмысленность венского диалекта. Der treueste Bürger Bagdads, поставленная в конце 1937 года, — это сатира на австрийское корпоративное государство и его мелочность.

Во время своего заключения в 1937 — 1938 годах Зойфер начал писать пьесу об Адольфе Гитлере. Ни один из этих черновиков не сохранился. Ещё 8 сцен и пьес не сохранились или пока не найдены.

Влияние

Юра Зойфер — один из немногих австрийских авторов, чьи книги были переведены более чем на 30 языков. Он не стремился представить в театре готовые решения или результаты; для него изображаемые проблемы могли быть решены только в реальной жизни, т.е. в реальном протесте. Пьесы Зойфера разрушают иллюзии и призывают изменить общество. Сам он рассматривал их как средство пропаганды, непосредственно связанное с тем временем, в котором он жил.

Сборники произведений Зойфера были опубликованы целиком только в 1974 году после усилий бывших членов английской эмигрантской организации «Молодая Австрия». Также поворотным моментом стало чтение Хельмутом Квалтингером в мае 1975 года в Венском университете. В 1988 году в Вене было основано Общество Юры Зойфера.

Перед домом по адресу Гертнергассе, 4, где Зойфер жил с 1930 по 1931 год, установлен памятный камень. На здании по адресу Киндершпитальгассе, 10, установлена мемориальная доска в память о том, что Юра Зойфер жил здесь с 1931 по 1935 год. Слева от входа в дом по адресу Heinestraße 4, Vienna 2, последний дом Юры Зойфера, также находится мемориальная доска. В 1968 году в его честь была названа Юра Зойфер-Гассе в районе Пер-Альбин-Ханссон-Зидлунг-Ост в Фаворитене. 

На факультете театра, кино и медиа в Венском университете Юре Зойферу посвящена лекционная аудитория.

О проекте:

Меня зовут Анатолий. Я автор проекта «Жизнь эмигранта». В 2017 году я эмигрировал с семьёй из Краснодара в Австрию. Мы с женой работаем в маркетинге, а для помощи тем, кто хотел бы переехать, создали сайт Emigrants.life.
Проект «Жизнь эмигранта» ― это ежедневные новости о жизни, быте в Австрии и Европе. Переходите на сайт проекта Emigrants.life, подписывайтесь на наши страницы в Telegram , Facebook , Instagram, Twitter , а также принимайте участие в голосованиях в нашей группе в Telegram .

Последние материалы

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com