В 2024 году произошло важное культурное событие в мире: Венский исторический музей (Kunsthistorisches Museum Vienna) впервые представил выставку, посвящённую выдающемуся художнику эпохи барокко Рембрандту и его ученику Хогстратену. Никогда прежде в Австрии нельзя было полюбоваться таким богатством международных заимствований мастера. Всеобъемлющая выставка поразила впечатляющими картинами. Обилие шедевров не только даёт представление о голландской живописи эпохи барокко, но и освещает общее увлечение Рембрандта и Хогстратена иллюзионистическим обманом и виртуальной реальностью.
Мы с женой решили воспользоваться возможностью познакомиться с этой выдающейся коллекцией основных работ Рембрандта и Хогстратена, ведь здесь были собраны их лучшие работы из знаменитых музеев мира, включая Национальную галерею в Лондоне, Рейксмузеум, Лувр и Метрополитен-музей.
Важная особенность выставки
Выставка рассказывает о том, как невероятное искусство Рембрандта произвело неизгладимое впечатление на его одарённого ученика Самуэла ван Хогстратена, и освещает уникальные истории о захватывающем взаимодействии мастера и его ученика. Также здесь уделяется важная роль впечатляющему воздействию цвета и удивительным иллюзионистским техникам, которыми Рембрандт и Хогстратен очаровывали зрителей тогда и сейчас. Так что в этом материале практически не будет никаких эмоций от меня, ниже вас ждёт рассказ о том, что такое школа Рембрандта и какую важную роль в искусстве сыграл его ученик Самуэл ван Хогстратен.
Рембрандт и Хогстратен
Цвет и иллюзия
Со времён античности искусное воспроизведение реальности считалось желанной целью для живописцев. Фотографий не было, а передать вид, портрет или важный исторический момент было мечтой для множества художников и заказчиков того времени.
А с 1630-х годов особым уважением в голландском искусстве пользовались иллюзионистические изображения. В последующие десятилетия Рембрандт и Хогстратен проявили себя как выдающиеся мастера в этой области.
Хогстратен был одним из самых талантливых учеников Рембрандта. В 1678 году он также опубликовал «Введение в высшую школу живописи, или Видимый мир», известное сейчас как Inleyding. Этот трактат по теории искусства даёт уникальное представление о работе, практике мастерской и методах обучения его учителя.
Мастерская Рембрандта была местом оживлённого обмена мнениями о художественных задачах: и Рембрандт, и Хогстратен считали себя художниками-исследователями, которые постоянно искали новые способы изобразить природу и оптические явления так, чтобы это было одновременно реалистично и изобретательно. Будучи мастерами иллюзионистского искусства, они разрушили границу между живописным и внутренним пространством зрителя.
После завершения обучения в мастерской Рембрандта, в первой половине 1650-х годов Хогстратен пользовался большим успехом со своими зрительными иллюзиями при венском дворе императора Фердинанда II. У Рембрандта он научился иллюзионистскому стилю живописи, в частности, экспериментировать с перспективой, цветом и освещением.
Рембрандт как учитель
Ещё при жизни Рембрандт был известен не только как живописец, гравер и рисовальщик, но и как влиятельный учитель. Он наставлял своих первых учеников во время пребывания в Лейдене и продолжал преподавать незадолго до своей смерти. Точное число учеников не подтверждено документально; его современник Иоахим фон Зандрарт пишет в Teutsche Academie, что Рембрандт заполнил свою мастерскую на площади Sint Antoniesbreestraat почти бесчисленным количеством детей для обучения.
Самуэл ван Хогстратен — один из его самых успешных учеников — начал своё ученичество в 1642/1643 году в возрасте около 15 лет и, вероятно, работал ассистентом Рембрандта до 1646/1647 года. В труде Inleyding Хогстратен пишет о своём учителе: «Изобретательный Рембрандт, мой второй наставник после смерти моего отца».
В этой работе он также даёт ценные сведения о мастерской и преподавательской деятельности своего мастера. Стилистическая и тематическая близость к Рембрандту прослеживается в ранних работах Хогстратена, которые также соответствовали его учебной практике, и именно эти годы ученичества в особенности стимулировали увлечение Хогстратена реалистичным иллюзионизмом Рембрандта.
Большое количество талантливых учеников подчёркивает исключительное значение мастерской Рембрандта для голландского искусства XVII века и впоследствии привело к появлению названия «школа Рембрандта».
Эксперименты иллюзионистов
Рембрандт считается мастером убедительных художественных иллюзий. С 1639 года он всё чаще экспериментировал с иллюзионистскими эффектами в своих картинах и играл с границей между живописным и зрительным пространством.
В этот период он интегрировал барьеры и пороги (например, оконные и дверные проёмы) на передний план картины, тем самым увеличивая присутствие изображённых фигур. Кроме того, эти мотивы представляют собой своего рода иллюзионистское экспериментальное поле для реализации и демонстрации определённых художественных принципов.
Рембрандт использует оптические иллюзии, чтобы создать убедительную глубину в плоском пространстве. Свет также играет здесь важную роль, обеспечивая иллюзорный эффект с помощью мастерского использования. Эффект trompe l’oeil (иллюзии глаз) усиливается, например, в модных аксессуарах или пальцах, которые выступают за пределы нарисованной рамы и разрывают живописное пространство.
Иллюзионистское мастерство Рембрандта также очаровало Хогстратена и оказало длительное влияние на его творчество. Амбициозный ученик подражал своему мастеру в этой области, стремясь превзойти его. Собранные на этой выставке изображения женщин Рембрандта, безусловно, оставили неизгладимое впечатление.
Благодаря кропотливой работе венских специалистов впервые эти примеры иллюзионистского мастерства представлены вместе на одном мероприятии. И проходя один зал за другим, ты буквально переносишься в особенный мир, где реальность и искусство имеют смазанные границы.
Иллюзионистические натюрморты
Хогстратен развивал иллюзионистские приёмы, полученные от Рембрандта, используя этот стиль в созданном им жанре «обманных» натюрмортов. В своём трактате о живописи он объясняет преимущества этого живописного изобретения, за которое он стал так знаменит, несмотря на скромный статус натюрморта в иерархии живописных жанров.
В 1651 году в Вене на аудиенции у императора Фердинанда III Хогстратен представил три картины разных жанров (портрет, историческую картину и натюрморт) в качестве демонстрации своего многогранного мастерства. «Особенно натюрморт пришёлся по вкусу императору, любившему оптические иллюзии: когда был показан третий предмет, император позволил себе им очароваться.
Он долго смотрел на творение, но обнаружил, что одурачен, и сказал: «Это первый художник, который меня обманул». И тогда мастеру объявили, что в наказание за этот обман Хогстратен не получит эту картину обратно, но император желает оставить её у себя навсегда и ценить её в соответствии с её стоимостью». (Арнольд Хоубракен, ученик и теоретик искусства Хогстратена)
С этого момента Хогстратен включил в число своих товарных знаков, с целью саморекламы, золотую цепь и портретную медаль, которые он получил в качестве почётного подарка от императора. Так что о маркетинге и само-PR в Европе думали уже в XVII веке.
Иллюзорная архитектура
Мастерство перспективы необходимо для успешной иллюзии. В этом контексте созданные Хогстратеном иллюзорные архитектурные перспективы являются одними из его самых гениальных живописных изобретений.
Он начал с картины «Площадь Внутреннего замка» в Вене, где была изображена вымышленная обстановка, а его дальнейшие эксперименты были созданы в основном во время пребывания Хогстратена в Лондоне (1662/1667). Он умело интегрировал эффекты trompe-l’oeil в различные живописные сюжеты — от частных интерьеров до интерьеров церквей.
Чтобы создать убедительную иллюзию пространственной глубины, он учитывал взгляд зрителя и экспериментировал с различными форматами, часто принимая во внимание местоположение. Нарисованные архитектурные элементы в качестве обрамления снова и снова встречаются в его работах и подчёркивают взаимодействие между изображением и пространством зрителя.
Имитация и эклектика
Конкурентное подражание между Рембрандтом и Хогстратеном проявляется в изображении фигур и выходит далеко за рамки сотрудничества двух художников. С 1630-х годов Рембрандт доминировал на рынке портретов в Амстердаме. Благодаря удивительно иллюзионистскому стилю живописи и эффективному использованию света, он также играет с преодолением границ между живописным и реальным пространством в этом жанре.
Начав со стиля живописи, на который сильно повлиял Рембрандт, Хогстратен превратился в эклектичного художника, способного быстро адаптироваться к своим покровителям, используя особенно широкий спектр сюжетов и стилей живописи.
По словам его ученика Арнольда Хоубракена, Хогстратен всегда был готов соревноваться с другими художниками, чтобы превзойти их: «Одной из его главных движущих сил было стремление быть художником, […] амбиции, в результате чего он не терпел, чтобы кто-то опережал его в мастерстве. […] и что бы это ни было, он знал, как приложить себя к этому».
Важность света
В голландской живописи XVII века свет становится ключевым элементом: он оживляет различные живописные жанры и может использоваться для передачи метафорических значений. Он также имеет фундаментальное значение для создания убедительной иллюзии.
Рембрандт был мастером в этой области и знал, как эффективно использовать свет не только для его драматургического потенциала, но и для благородства изображаемых поверхностей. Как учитель, он оказал неизгладимое влияние на своего ученика Хогстратена, чья живопись также демонстрирует научный интерес к феномену света.
В конце своей карьеры Хогстратен также задокументировал эти знания в учебных целях в книге Inleyding. В своих работах Хогстратен использовал последние научные открытия в области оптики, понимал свет как фундаментальное условие для зрения как такового, а следовательно, и для живописи.
Историческая живопись: эмоции, театральность и иллюзия
Историческая живопись — библейские, мифологические или исторические сцены — считалась высшей формой искусства. В работах по теории искусства этого периода благороднейшим умением художника считается способность убедительно выражать чувства и эмоции, «страсти души», через свои картины.
Даже сегодня Рембрандтом восхищаются в первую очередь как историческим живописцем. Хогстратен тоже высоко оценил способность своего учителя изображать человеческие эмоции настолько реалистично, что они воздействовали на зрителей на эмоциональном уровне. Театральность исторических картин Рембрандта достигается не только изображением различных эмоций, но и использованием драматического освещения в сочетании с иллюзионистскими эффектами.
Если в ранних работах Рембрандта преобладают детальные композиции с яркими цветами, то позже он выделяет отдельные фигуры и фокусируется на их эмоциональном состоянии. Хогстратен находился под сильным влиянием своего учителя, пока учился у Рембрандта. Затем, став независимым художником, он нашёл свой собственный путь, а позже, в своей исторической живописи, разработал несколько совершенно особых иконографий, которые подчёркивают его эрудицию.
Рембрандт и Хогстратен как универсальные художники
Рембрандт создал больше автопортретов, чем любой другой художник до него. Сохранилось около 70 из них, охватывающих весь период его карьеры. В отличие от Рембрандта, автопортреты Хогстратена относятся в основном к раннему творческому этапу, примерно до 1650 года, за редким исключением.
И Рембрандт, и Хогстратен считали себя художниками-исследователями, а в своих более поздних автопортретах уверенно изображали себя в роли универсального художника, чьи знания охватывают весь видимый мир.
Убедительно реальное изображение видимого мира на основе знаний о правильном использовании цвета, перспективы и света считалось достойной амбицией для обоих художников. Для зрителей их работ распознавание и расшифровка этих оптических иллюзий были и остаются обогащающим и приятным опытом.
От себя могу добавить, что такая глубокая исследовательская работа, проделанная Венским историческим музеем, поражает и восхищает одновременно. Чувствовалось, с какой любовью и увлечённостью была выполнена эта выставка, ставшая важной вехой в культурной жизни не только Вены, но и всего мира.