«Иоганн Грюбер был исследователем, иезуитом и миссионером. Он стал первым европейцем, достигшим тибетской столицы Лхасы». Так сообщают «Википедия» и большая часть найденных мной статей на русском языке.
Материалов для разностороннего изучения биографии известных австрийцев на русском очень немного. Так что можете прочесть короткую версию заслуг этого путешественника в «Википедии», а более подробно расскажу вам я.
Наша первая квартира в Линце была на Грюберштрассе — улице, которая носит имя великого путешественника и исследователя.
Иоганн Грюбер родился в 1628 году в Линце. Он получил образование в средней школе Studia Humaniora, а в 18 лет поступил в иезуитский колледж в Линце. Иезуиты отправили его на обучение в Вену, затем в Леобен и, наконец, в Грац. В Вене Грюбер после трехлетнего курса логики, физики и метафизики увлекся изучением математики и больше года жизни посвятил изучению этой науки. В 1651 году он начал изучать богословие в Граце, а через несколько лет его рукоположили в священники.
В марте 1655 года все в том же Граце Иоганна Грюбера вдохновила лекция Бернхарда Дистела, который провел четыре года в миссии в Японии. Ученый попросил у своего генерала разрешения отправить его с Дистелем на Восток.
В те годы судоходство между Португалией, Испанией и Китаем было полностью остановлено голландцами. Из-за этого возник большой интерес к поиску сухопутного маршрута в Китай. Хотя Марко Поло (1254-1324) уже более 300 лет назад сообщал о своих наземных путешествиях из Европы в Китай, в XVII веке они все еще считались выдумкой и не воспринимались всерьез.
В 1656 году Грюбер отправился в путешествие из Австрии в Китай через Смирну, Армению, Персию и Сурат, где до 1661 года вместе со священником Адамом Шаллем занимается математической и астрономической работой при дворе. Последний, один из величайших технических гениев того времени, был также строителем крепостей. При дворе маньчжурского императора Шумчи оба путешественника были приняты с радостью. В те годы китайские императоры продолжали традицию и приглашали образованных людей пожить во дворце. К тому же Грюбер был выдающимся художником, что позволило ему получить от Шумчи особые условия.
Австриец гостил у императора с 1659 по 1661 год, при дворе он делал звездные расчеты и определял географическое положение. В апреле 1661 года Грюбер, не имея ни малейшего представления о маршруте, решил добраться из Китая в Индию. Вместе с бельгийским священником-иезуитом Альбертом д’Орвилем ученый пересек китайскую провинцию Ганьсу, расположенную между Монголией и северо-восточным краем Тибета. Затем путешественники, после долгих усилий над бесконечными высокими горами, повернули в сторону Лхасы. В то время им угрожали не только метели и болота, но и многочисленные бандиты и разбойники, которых хватало в тех местах. Благодаря смене курса Грюбер, вместе со своим компаньоном достигли столицы Тибета Лхасы 8 октября 1661 года. Там путешественники провели целый год.
Тогда Тибет возглавлял пятый Далай-лама, который хорошо принял гостей. Знаменитый на весь мир дворец Потала в те годы только строился, и именно благодаря рисункам Грюбера европейцам спустя несколько лет станут доступны изображения этого величественного сооружения.
Однако есть важные исторические неточности. На рисунках, опубликованных в книге «Китай разъясненный» Кирхера в 1667 году, Грюбер дорисовывает элементы, придавая увиденному более европейский взгляд. Например, он нарисовал на картине повозку, хотя в те годы в Тибете не было транспортных средств на колесах, потому что колесо было религиозным символом совершенства и скоротечности (Thü khor — «все вращается») и запрещено как мирское средство передвижения.
Когда Грюбер был в Лхасе, в стране царил мир. Монгольские правители полностью признали пятого Далай-ламу светским и духовным лидером Тибета, который в то время простирался далеко за пределы современной территории. В то время в стране уже было около 50 тыс. монахов и 750 монастырей, и постоянно строились новые.
Упоминается и другой интересный факт: смерть пятого Далай-ламы в 1682 году держалась в секрете 15 лет, потому что это известие могло поставить под угрозу завершение строительства дворца Поталы.
После пребывания в Лхасе Грюбер и Альберт д’Орвиль двинулись на юго-запад в направлении Индии, пересекли Непал, побывали в Катманду и перешли Гималаи. Это было нелегким испытаниям для двух путешественников. Они передвигались в монашеских одеждах и всячески демонстрировали отсутствие мирского богатства. По мнению современников, именно такие открытость и скромность позволили им выжить на сложнейшем маршруте.
В марте 1662 года они достигли индийского города Агры, где Альберт д’Орвиль умер в результате сильнейшего физического и морального истощения. А Грюбер после 14 месяцев пути по суше через Персию и Малую Азию, наконец, прибыл в Рим.
Таким образом Грюбер стал первым европейцем, который вернулся из Китая в Европу по суше. Он хотел поддержать иезуитских паломников и при помощи императора Леопольда I предоставить им более безопасный способ высадки на сушу через Россию в Китай.
Выполняя императорское предложение, исследователь решил отправиться через Индию. Но уже в Константинополе болезнь вынудила его вернуться в Австрию. После этого Грюбер несколько лет работал пастором в Трансильвании и Венгрии, где умер в 1680 году в возрасте 57 лет.
Его путешествия представляют особую научную ценность. В своей великой книге, посвященной Китаю, современник ученого Афанасий Кирхер назвал Грюбера «самым смелым путешественником в мировой истории».
Другие статьи из рубрики #ЖЗЛ