Материала для этой статьи было довольно много, но весь он в той или иной степени попадает под закон об авторском праве. Поэтому я предлагаю вам сначала прочесть статью, а затем посмотреть работы этого замечательного фотографа по ссылке, которую я поместил в конце.
Но начнем мы по привычке: с биографии и истории связи нашего героя с Линцем.
Август Зандер (August Sander) родился 17 ноября 1876 года в небольшом городе Хердорфе, расположенном между Кельном и Франкфуртом, где он рос и учился в компании шести братьев и сестер.
После окончания начальной школы Зандер начал работать на территории рудника Хердорфер. Там он встретил профессионального фотографа Зигена, который познакомил юношу со своей работой. Зандер заинтересовался фотографией и при помощи дяди купил свое первое оборудование.
До 1899 года Август проходил военную службу в городе Трир. В эти годы он работал и приобретал опыт в студии фотографа Георга Юнга, по рекомендации которого Зандер отправился в двухлетнее путешествие (1899-1901) и посетил Берлин, Магдебург, Галле и Лейпциг. Это путешествие сильно повлияло на профессиональное развитие фотографа.
Уже в 1901 году Август Зандер начал работать в Институте фотографии Грайфа, который расположен в городе Линце на Дунае. Через год после переезда в Австрию он основал студию вместе со своим партнером Францем Штукенбергом, а через два стал единственным владельцем «Студии изобразительного портрета, пейзажа и фотографии в естественных цветах» (Atelier für bildmäßige Porträts, Landschafts und Photographie in natürlichen Farben).
Его фотографии были широко известны в Линце и заслужили множество наград. С 1904 по 1909 год Зандера назначили членом Художественной ассоциации Верхней Австрии. После того, как летом 1909 года старший сын фотографа Эрих тяжело заболел полиомиелитом, Зандер бросил бизнес и переехал с семьей в Кельн, оставив Австрию и Линц навсегда.
В 1910 году фотограф основал новую студию в Кельне. В это же время он начал проект в Вестервальде. Именно тогда были созданы первые фотографии, которые позднее войдут в знаменитую работу «Люди ХХ века». От работы Зандера отвлекла Первая мировая война. Он смог вернуться к своей семье и любимой работе только в 1918 году.
В начале 1920-х годов Зандер познакомился с неформальной группой «Кельн Прогрессивс», в которую входило множество художников, поэтов и представителей интеллигенции Кельна и Дюссельдорфа, объединившихся после окончания Первой мировой войны.
В эти годы Зандеру удается поработать над портретными фотографиями многих известных немцев того времени. Среди них были художники Отто Фрейндлих, Рауль Хаусманн, Герд Арнц и другие. Большая часть этих портретов вошла в книгу «Люди ХХ века».
В 1927 году фотограф совершил почти семинедельное путешествие на Сардинию с писателем Людвигом Матаром. Там он смог создать более 300 работ для будущей фотокниги.
В 1931 году Зандер провел серию лекций о становления фотографии. А в 1934 году его сын Эрих, который изучал философию и экономику в Кельнском университете, стал одной из ведущих фигур САПД ( Социалистической рабочей партии Германии ), запрещенной с 1933 года. Он был осужден и приговорен к десяти годам тюремного заключения.
Война вынудила супругов Зандер покинуть Кельн. Городская студия фотографа была уничтожена в 1944 году во время бомбежки, но наиболее важную часть архива удалось сохранить.
После войны Кельн выкупил работы Зандера и организовал несколько крупных выставок и экспозиций. Утраченную коллекцию кадров удалось частично восстановить.
Большая часть работ Августа Зандера — пейзажи и городская фотография. Также он считается первопроходцем нового направления, которое сегодня называют документальной факто-концептуальной фотографией.
«Суть всей фотографии носит документальный характер», — писал Август Зандер, формулируя таким образом основной принцип своего рабочего подхода.
Однако главной работой его жизни по праву считается проект «Люди ХХ века». Впервые идея создания этой работы была сформулирована Августом Зандером в середине 1920-х годов. На протяжении десятилетий он отснял бесчисленное количество портретов людей разных слоев общества и профессий. На его фотографиях можно увидеть женщин и мужчин, фермеров, ремесленников, художников и представителей многих других сословий.
Почти все негативы портретных работ Зандера удалось собрать только к 2002 году, в итоге получилось 619 фотографий. Этот архив навсегда останется с нами и нашими потомками, рассказывая о жизни и быте людей ХХ века. А Август Зандер навсегда вошел в историю как увлеченный человек, который своим творчеством смог повлиять на развитие фотографии во всем мире.
Более подробно с работами фотографа можно ознакомиться на сайте.